Враги Советской власти старались использовать трудности восстановительного периода для осуществления контрреволюционных целей. Байство и буржуазные националисты, колонизаторское кулачество и великодержавные шовинисты вместе с троцкистами объединились в борьбе против Советского государства. Великодержавные шовинисты всеми силами стремились сорвать советское строительство в Казахстане. Они требовали отмены декрета о возвращении казахским трудящимся земель, отмежеванных царским правительством. Казахские буржуазные националисты стремились разжечь национальную рознь между русскими и казахами. Они клеветали на Советскую власть, пытаясь подорвать ее авторитет в глазах народа.
Казахские буржуазные националисты, как и все капиталистические элементы, рассматривали новую экономическую политику только как отступление. Они отрицали необходимость борьбы с байством, считая, что нэп допускает неограниченное развитие капитализма. Буржуазные националисты, так же как и великодержавные шовинисты, совместно с троцкистами выступали против национальной политики Коммунистической партии, ведя линию на реставрацию капитализма в стране и колониального режима в Казахстане.
На помощь казахскому народу пришел Центральный Комитет РКП(б), нанесший решительный удар по уклонистам. В январе 1922 года ЦК РКП(б) обратился с письмом к коммунистам Туркестана, в котором дал ясные указания о том, как осуществлять национальную политику партии и новую экономическую политику в республике. «Глубоко ошибочны и совершенно поверхностны выводы тех товарищей, — писал ЦК, — которые считают, что проведение новой экономической политики в Туркестане должно повести к пересмотру земельной политики Советской власти, например пересмотру Семиреченской земельной реформы, возвратившей киргизскому населению захваченные у него земли. Эти выводы суть старое колонизаторство под новым флагом, совершенно ложно приписывающее Советской власти готовность вернуть киргиз в кабалу к фермеру-кулаку». В мае 1922 года Центральный Комитетпартии обратился с аналогичным письмом к коммунистам Казахстана, в котором указал, что новая экономическая политика вовсе не означает предоставления национальной буржуазии свободного поля действия для эксплуатации трудящихся масс.