Школа революционной закалки

Школу революционной закалки прошли казахи, мобилизованные в 1916 году на тыловые работы в действующей царской армии. Находясь там, казахские бедняки узнали, что несут народу царизм и буржуазия, устанавливали дружеские связи с русскими и другими народами России. После свержения царского самодержавия повсюду проводились митинги солдат и матросов, на которых выступали большевики, разъяснявшие им задачи и лозунги большевистской партии, призывавшие к борьбе за власть Советов. Все это оказывало революционизирующее влияние на казахских бедняков, участвовавших на этих митингах.

Весной 1917 года мобилизованные на тыловые работы казахи возвращались в родные аулы. Они несли с собой весть о героической борьбе русского рабочего класса, о росте влияния большевиков среди солдат и матросов. О том, с каким настроением возвращались казахские бедняки с тыловых работ в действующей армии, где они соприкасались с революционными солдатами, испытывали влияние большевистской агитации, свидетельствуют многие документы, относящиеся к тому времени. В телеграммах губернских комиссаров Временного правительства министру внутренних дел сообщалось, что, возвратившись в казахскую степь, мобилизованные ранее на тыловые работы казахи сводят счеты с волостными управителями и аульными старшинами, допускавшими злоупотребления при отправке их на тыловые работыИсполняющий обязанности Астраханского губернского комиссара Временного правительства в телеграмме министру внутренних дел по вопросу о выступлении казахов, возвратившихся с тыловых работ, считал, что причиной того, что они по возвращении из прифронтовых районов начали сводить счеты с волостными управителями, аульными старшинами и другими должностными лицами, являются злоупотребления, которые они допускали при отправке их на тыловые работы в царскую армию. Исполняющий обязанности губернского комиссара Временного правительства признал, что «злоупотребления при реквизиции труда практиковались в громадных размерах». В телеграмме комиссара отмечалось, что «движение это принимает острые формы самосуда».


Другие записи: