В этой связи напомним о такой яркой странице из истории рабочего движения в Казахстане. В декабрьские дни 1905 года, когда в Москве произошло вооруженное восстание, на Успенском руднике Нельдинской волости Акмолинского уезда 360 шахтеров-казахов и несколько передовых русских рабочих, прибывших сюда с Урала, организовали «Русско-киргизский союз для борьбы с капиталом». На общерудничном собрании горняков были выработаны основные требования этого союза, так называемая петиция. Участники собрания выразили желание, чтобы эта петиция была опубликована в центральной печати страны.
И действительно, прошел примерно месяц, как крупная уральская газета опубликовала ее на своих страницах. Безусловно, эта петиция является одним из вещественных доказательств теоретической подготовки местных народных масс к Октябрьской революции. В творческом наследии В. И. Ленина мы находим основополагающие указания о правильном отношении к отсталости народов царской России. Напомним прежде всего об оценке В. И. Лениным выступления Б. Каратаева и других представителей нерусских народностей во II Государственной думе по земельному вопросу. Они считали, что отсталые народы не могут участвовать в общереволюционной борьбе. «Националы», — писал В. И. Ленин, — стоят несколько в стороне от нашего аграрного вопроса. У многих нерусских народностей нет самостоятельного крестьянского движения в центре революции, как у нас. Поэтому вполне естественно, что в своих программах «националы» часто держатся несколько в стороне от русского аграрного вопроса. Наша, дескать, хата с краю, мы сами по себе».
В. И. Ленин видел, что в годы первой русской революции национально-освободительное движение поднимается в связи с рабочим движением и лишь на началах общекрестьянской борьбы будет разрешен и аграрный вопрос в казахской степи.
Исключительно принципиальное значение имеет выступление В. И. Ленина по вопросу о программе партии на VIII съезде РКП(б) в марте 1919 года. Решительно выступая против ошибочного требования, выдвинутого Бухариным, признавать только право трудящихся классов на самоопределение и не признавать права нации на самоопределение, В. И. Ленин говорил: «Что же мы можем сделать по отношению к таким народам, как киргизы, узбеки, таджики, туркмены, которые до сих пор находятся под влиянием своих мулл? У нас в России население, после долгого опыта с попами, помогло нам их скинуть. Но вы знаете, как плохо еще прошел в жизнь декрет о гражданском браке. Можем ли мы подойти к этим народам и сказать: «Мы скинем ваших эксплуататоров»? Мы этого сделать не можем, потому что они всецело в подчинении у своих мулл. Тут надо дождаться развития данной нации, дифференциации пролетариата от буржуазных элементов, которое неизбежно». Однако В. И. Ленин, так оценивая отсталость трудящихся Средней Азии и Казахстана, ни в коем случае не видел в ней причины для лишения этих народов права на самоопределение. В. И. Ленин считал, что «мы не можем отказывать в этом (право на самоопределение) ни одному из народов, живущих в пределах бывшей Российской империи. . . Каждая нация должна получить право на самоопределение, и это способствует самоопределению трудящихся».