В полукочевых аулах еще были сильны остатки докапиталистических отношений, служившие серьезным тормозом в переходе аула на путь социализма. Поэтому в полукочевых районах Казахстана нельзя было начинать коллективизацию с организации сельскохозяйственных артелей. Здесь основной формой коллективного объединения должно было стать товарищество по совместной обработке земли и косьбе.
Что же касается чисто животноводческих районов, то в них почти отсутствовала необходимая материально-техническая база для коллективизации. Здесь не проводилось ни передела пахотных и сенокосных угодий, ни хлебозаготовительных кампаний в 1928 и 1929 гг. В кочевых аулах остатки феодально-родовых отношений были сильнее, чем в полукочевых. Перед кочевыми аулами стояла задача организации простейших сельскохозяйственных производственных объединений — мелиоративных, коневодческих, овцеводческих, машинных и т. п.
\аким образом, особенности коллективизации сельского хозяйства в Казахстане вытекали из его исторического прошлого, из уровня его экономического, политического и культурного развития, из сложившегося в тех или иных районах соотношения классовых сил.
Во второй половине 1929 года в зерновых районах и в районах технических культур Казахстана возникает массовое колхозное движение. Количество колхозов в республике в течение девяти месяцев 1929 года увеличилось с 2315 до 4348, а количество крестьянских хозяйств, вовлеченных в колхозы, — с 23 тысяч до 66 тысяч. Посевная площадь колхозов увеличилась с 120 тысяч гектаров до 379 тысяч гектаров В конце 1929 года сплошная коллективизация развернулась в Петропавловском и Кустанайском округах, в 12 районах зерновых и технических культур и других округов республики.
ЦК ВКП(б) в постановлении от 5 января 1930 года «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» отметил наличие массового поворота крестьян в сторону колхозов. Постановление предупреждало партийных работников от возможных перегибов в колхозном движении и об опасности декретирования колхозного строительства сверху.