Большие успехи были достигнуты также в деле железнодорожного строительства. В апреле 1930 года сдана в эксплуатацию Туркестано-Сибирская магистраль длиной 1 480 километров. Построены и другие новые железнодорожные пути большой протяженности, сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Боровое—Караганда (эта дорога имела задачу обеспечить Южный Урал карагандинским углем); начато было строительство железнодорожной линии Караганда — Балхаш; кроме того, построен ряд узкоколейных железнодорожных линий и подъездных путей. За период первой пятилетки в Казахыстане построено 1 896 километров железнодорожных линий, что составляет 29,8 процента к общей протяженности новых дорог Союза, переданных за этот период в эксплуатацию.
Строительство и пуск Турксиба — этого первенца социалистической индустриализации Казахстана — имело огромное значение для дальнейшего развития социалистического строительства не только в Казахстане, но и во всем Союзе. Турксиб соединил богатейшие части Советского Союза — Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь, а также облегчил торговые связи СССР с Западным Китаем. В районах, прилегающих к Туркестано-Сибирской железной дороге, возникли такие крупные промышленные центры Казахской ССР, как Семипалатинск, Алма-Ата, Джамбул и Чимкент. В постановлении Центрального Исполнительного Комитета Казахской АССР от 27 апреля 1930 года вполне правильно отмечалось, что создание Турксиба являлось огромным вкладом в дело индустриализации СССР. В то же время указанное постановление подчеркивало исключительное значение Турксиба для социалистического преобразования Казахстана: «Практически разрешая задачу экономического и культурного подъема Казахстана, задачу формирования казахского пролетариата, Турксиб создает предпосылку к более быстрому переходу Казахстана от докапиталистических форм хозяйства к социалистической реконструкции его».
О значении Турксиба в деле подготовки кадров из казахов отметили сами строители Турксиба в письме Центральному Комитету Коммунистической партии следующими словами: «Тех, кто рабом, кедеем был, героями Турксиб взрастил. Простой пастух, пройдя закал, диспетчером дороги стал, батыровеких набрался сил. Он пас овец, он бил киркой, теперь от твердою рукой движения график начертил».
И действительно, трудно переоценить огромное значение Турксиба для выращивания казахских квалифицированных кадров рабочих и инженерно-технического персонала, которое остается в силе и в настоящее время. Об этом свидетельствует выступление бывшего сироты, воспитанника детского дома, ныне мастера вождения тяжеловесных составов машиниста паровозного депо Алма-Ата I Джакупа Турганова на занятиях политического кружка. «Меня взяли в детдом, — рассказал оп, — на государственные деньги учили, кормили. Когда я пришел в депо, мне сказали: «Джакуп, учись!» И я учился всюду: в школе машинистов, в политических и технических кружках, на рабочих собраниях,— и передо мной жизнь все шире раздвигала свои просторы. Вот уже 5 лет я самостоятельно вожу поезда по Турксибу. Да разве только один я получил высокое и почетное звание машиниста! Можно назвать много имен казахов-передовиков, которые успешно трудятся на Турксибе, активно участвуют в социалистическом производстве. По инициативе машиниста-новатора Мухтара Каптагаева развернулось республиканское соревнование машинистовпятисотников. И всюду, куда ни глянешь, — закончил Д. Турганов, — казахские рабочие успешно овладевают техникой и творят в работе настоящие чудеса».
Таким образом, Турксиб, как первая крупная стройка индустриализирующегося Казахстана, явился первым очагом формирования национальных казахских кадров рабочего класса. Кроме того, Турксиб вызвал к жизни множество новых промышленных предприятий, совхозов, поселков и городов. Вдоль Туркестано-Сибирской железной дороги к 1934 году возникло 120 промышленных предприятий с 26 568 рабочими.