В переселенческой деревне шел процесс развития и углубления антагонизма, который находил выражение в капиталистической дифференциации крестьянства. Образовалась многочисленная прослойка бедноты и батрачества, а также неземлеустроенных крестьян, которые были вынуждены прибегать к кабальной аренде земли у кулачества и байства. Существовала и углублялась дифференциация также среди казачества. В казачьих станицах, наряду с крупными, по существу помещичьими владениями казачьей офицерской верхушки, имелось немало трудовых маломощных казачьих хозяйств, которые нищали и закабалялись кулаками помещиками. В станицах, кроме того, существовала бесправная категория бедноты и батрачества из так называемых «иногородних».
В целом дореволюционное земледелие в Казахстане, несмотря на то, что оно увеличивало свои размеры и усиливало свой удельный вес по отношению к скотоводству, находилось на чрезвычайно низком уровне. Официальные материалы в 1914 году следующим образом характеризовали технику земледелия в Казахстане: «Земледелие степных областей с удобрением пока незнакомо. В большинстве мест Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областей практикуется залежная система: хлеб сеется по хлебу, пока почва не истощится и посевы не начнут засоряться сорными травами. Тогда поле забрасывают в залежь до тех, пор, пока плодородие земли не (Восстановится»..
Примитивная техника земледелия приводила к низкой урожайности. Средняя урожайность зерновых культур систематически снижалась. От 8 центнеров с гектара в среднем в 90-х годах XIX века она упала до 5,8 центнера с гектара за 1908—1912 годы. Помимо того, время от времени имели место неурожаи, которые сопровождались голодовками и разорением трудящегося крестьянства. Особенно тяжелый неурожай хлебов поразил Степной край в 1910—1911 году. Все это объясняется экономической слабостью мелкого крестьянского хозяйства и прежде всего антинародной политикой царизма, неурядицами в переселенческом деле, гибельно отражавшимися не только на коренном населении, но и на хозяйствах трудящихся крестьян-переселенцев. Наживались и богатели лишь привилегированное казачье офицерство и кулацкие элементы, а также байско-феодальная верхушка аула. Все они вместе составляли социальную опору колонизаторов в Казахстане, а затем, после революции, явились классовой опорой иностранных интервентов и внутренней контрреволюции в Казахстане.
Трудящиеся массы Казахстана жестоко страдали от эксплуатации. В результате этого в недрах трудящихся постоянно накапливалась революционная энергия. В совместной хозяйственной деятельности и политической борьбе все более и более крепли и развивались экономические, политические и культурные связи между казахским и русским народами, возникали предпосылки дружбы между ними. Передовые представители казахского народа под влиянием передовых деятелей русского народа приобщились к передовой культуре великого русского народа. Исключительно важное значение для развития и укрепления дружбы народов имела борьба трудящихся масс России, и прежде всего русского рабочего класса, против всех и всяческих форм гнета и эксплуатации, в том числе национально-колониального, которая проводилась под руководством Коммунистической партии.