Следует отличать крупных баев-полуфеодалов от баев — мелких капиталистов. Первые хотя и усваивали новые капиталистические методы хозяйствования, но оставались феодалами-представителями докапиталистических отношений, осложненных родовым бытом. Вторые же по преимуществу применяли капиталистические формы грабежа трудовых масс, являлись уже продуктом зарождавшихся капиталистических отношений. И те и другие по существу использовали докапиталистические патриархально-феодальные отношения, но одни были в большей мере носителями феодальных порядков, а другие — оплотом нарождавшегося капитализма. Если допустить условную аналогию с социально-экономическими отношениями России, то крупные баи-феодалы по овоему типу приближались к русским помещикам, а мелкие баи — к кулакам. Однако, пользуясь этой аналогией, следует учитывать неизмеримо более отсталый характер общественно-экономических отношений и методов эксплуатации в Казахстане по сравнению с Россией: господство патриархально-феодальных отношений в первом случае и капиталистических — во втором. Все это накладывало печать отсталости на все общественно-производственные и политические отношения у казахского народа.
Крупных баев-полуфеодалов численно было немного (около 700 хозяйств с количеством скота 200—250 тысяч голов в переводе на крупный), но, вследствие господства патриархально-феодальных отношений, обладания крупными стадами скота и земельными массивами они имели господствующее экономическое положение и большой политический вес в ауле. Поэтому, как увидим в своем месте, в ходе социалистического преобразования потребовалось ликвидировать крупных баев-полуфеодалов еще до ликвидации капиталистических отношений. Мелкие баи были ликвидированы позднее, в ходе ликвидации кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. В силу исторически сложившейся обстановки ликвидация патриархально-феодальных отношений в Казахстане не могла быть проведена тогда же, когда были ликвидированы остатки феодализма в России, то есть в самом начале революции; это было сделано лишь в 1928 году.
Баям и феодалам принадлежала подавляющая масса поголовья скота, и они эксплуатировали беоскотных и малоскотных батраков и бедняков аула, принуждая их работать на себя — выпасать скот, обрабатывать пашню, работать по дому и т. п. По статистическим данным, накануне революции 8—10 процентам крупных хозяйств принадлежало от 42 до SO процентов и выше всего окота. От 50 до 70 процентов хозяйств были бесскотными и малоскотными. Естественно, что в этих условиях земля, находившаяся номинально в пользовании казахских родовых общин — ру, на деле в большей части использовалась байско-феодальными слоями аула, к тому же они использовали лучшие земли. Кроме того, гнет феодалов усиливался жестоким колониальным гнетом, осуществлявшимся военно-феодальным империализмом царской России, русскими помещиками и капиталистами. Все это превращало аграрный вопрос перед социалистической революцией в исключительно острый вопрос.