Вся сложная система землепользования у казахов строилась и управлялась по родовому (племенному) принципу, как и в первобытные времена. Но это был не прежний первобытно-пастушеский, кровный род и не общинно-родовое землепользование. Как свидетельствуют многочисленные источники, кочевой род казахов уже давно утратил свою первобытную чистоту, был родом только генетическим по своему происхождению, так как в процессе многовековых передвижений происходило смешение выходцев различных родов. При этом, как правило, пришлые элементы ассимилировались с более устойчивым ядром определенного рода и оно навязывало им свое имя и генеалогию.
Все отмеченные выше процессы у кочевников-казахов — развитие частной собственности на скот, обособление земель на владения мелких групп и отдельных семей, смешение состава членов родовых общин — являлись прежде всего естественным результатом развития производительных сил казахского общества. Эти процессы усиливались и ускорялись развитием обмена и капиталистических отношений; именно товарно-капиталистические отношения порождали тенденции подворно-наследственных форм присвоения земельных участков, то есть превращали их в капиталистическую частную собственность.
Углублению этих тенденций также способствовало создание царизмом колониальной администрации — образование территориальных областей, волостей и аулов, экспроприация казахских земель колонизаторами и т. п. Все эти и другие аналогичные процессы свидетельствуют о глубоком внутреннем разложении родовой общины, а также о вызревании и обострении внутри ее социального антагонизма. Что касается внешней стороны, то все атрибуты кочевого хозяйства и родового быта, особенно в южных и центральных районах Казахстана, как уже отмечалось, по-прежнему продолжали существовать и господствовать. Особенно устойчивой оказалась форма общинного землепользования. Поэтому даже в начале двадцатых годов в документах Наркомзема КазАССР встречается определение, что «хозаул есть первичная родовая ячейка». Однако в казахском ауле была только разложившаяся форма родовой общины. Существом, основным содержанием этой формы были уже давно сложившиеся патриархально-феодальные социально-экономические отношения.