Рост экономических связей

Рост экономических связей Казахской ССР с экономическими районами СССР показывал громадные перемены в общественном разделении труда и в размещении производительных сил, это можно проследить по следующим данным о грузообороте железнодорожного транспорта, находящегося в постоянной эксплуатации в пределах Казахстана.

В 16—17 раз увеличился объем грузооборота железнодорожного транспорта Казахстана по сравнению с дореволюционным периодом. Но дело не только в количественном росте грузооборота, важнее всего то обстоятельство, что за этот период резко изменилась качественная структура грузооборота. Удельный вес промышленных грузов вырос с 6,6 процента в 1913 году до 83 процентов в 1938 году. Это говорит о совершенно новом типе экономических связей между Казахстаном и районами СССР, развившихся в советский период. Вместо выкачки в необработанном виде сельскохозяйственного сырья, по преимуществу животноводческого, в обмен на низкосортные промышленные изделия, по преимуществу потребительского характера, — вместо отсталых экономических связей, имевших место в колониальный период существования Казахстана, в советское время упрочились новые, передовые индустриальные связи. Казахстан начал вывозить продукцию осваиваемых крупных промышленных предприятий и развитого сельского хозяйства (уголь, нефть, металлы, хлеб, технические культуры и животноводческая продукция) и ввозить из индустриальных центров Советского Союза оборудование и высокосортные промышленные изделия как в виде средств производства, так и предметов потребления.

Наиболее крупные и распространенные связи Казахстан поддерживал с Уралом, Западной Сибирью и республиками Средней Азии. По данным ЦУНХУ СССР о межрайонном грузообороте СССР по железным дорогам, грузовые транспортные связи республики за 1939 год с Уралом занимали около 20 процентов ко всему грузообороту, с Сибирью — 20 процентов, с Средней Азией — свыше 6 процентов. Удельный вес внутриреспубликанских перевозок был равен 40 процентам. А остальные грузопотоки (14 процентов) распределялись в незначительных количествах на все оставшиеся районы СССР, с которыми Казахстан поддерживал экономические связи — центральные, западные и южные районы СССР, Верхнее и Нижнее Поволжье, Восточная Сибирь и Дальне-Восточный Край.

Таким образом, наиболее компактные и регулярные грузопотоки связывали республику с Уралом, Западной Сибирью и республиками Средней Азии. Это вполне естественно, так как эти районы непосредственно примыкают к Казахстану, соседствуют с ним, поэтому экономические связи с ними являются наиболее рациональными и тесными. С другими экономическими районами Союза экономические связи Казахстана были не столь значительны, суммарный удельный вес грузов, отправляемых в эти районы и получаемых из них, хотя и велик, но в каждом отдельном районе он составлял небольшую величину (от 0,9 до 2,2).

В экономических связях Урала с Казахстаном резко преобладал вывоз из республики карагандинского угля (65 процентов всего вывоза грузов Казахстана на Урал), затем вывоз на Урал хлеба из Северного Казахстана и частично Кустанайской области. Во ввозе из Урала около 30 процентов падает на лесные грузы, завозятся также пириты, калийные удобрения и др.

Второе место по грузоотправкам занимала Западная Сибирь. В экономических связях Казахстана с Западной Сибирью подавляющее место принадлежало ввозу в Казахстан кузнецкого каменного угля (65 процентов всего ввоза грузов в Казахстан из Западной Сибири), затем — лесные грузы (19 процентов); завозился также черный металл с завода имени Сталина. Каз ахстан ввозил в Западную Сибирь строительный камень и песок (из Семипалатинской области), цинковые концентраты (из Рудного Алтая), в Кемерово (соль) из Павлодарской области, в Кузбасс —хлеб и продукты бахчеводства и плодоводства.

Со среднеазиатскими республиками Казахстан был связан вывозом туда хлеба и ввозом оттуда кирпича, цемента (Кувасийский завод в Узбекистане), нефтепродуктов из Баку через Красноводск и др. С остальными экономическими районами связи не являлись столь массовыми, а поэтому нет надобности на них специально останавливаться. Стоит лишь упомянуть, что Казахстан был связан с центральными промышленными областями Союза отправкой туда таких грузов, как цветные металлы, хлеб хлопок, продукты животноводства и плодоводства и получением оттуда машин, оборудования, текстиля, галантереи, кондитерских изделий и др.; с Украиной — куда направлялись цветные металлы, и оттуда прибывали рельсы, трубы для нефтепроводов, сельскохозяйственные машины, металлоизделия, каменный уголь и др.; с Нижним Поволжьем — туда — карагандинский уголь, хлеб для центральных районов России; оттуда — тракторы из Сталинграда и комбайны из Саратова, нефтепродукты из Грозного и Баку и др.). Кроме того, некоторые грузы связывали Казахстан с Верхним Поволжьем (хлебные грузы и карагандинский уголь, с одной стороны, автомобили, резиновые изделия и нефтяные масла — с другой), с Дальним Востоком и Сибирью (продукты плодоводства, мясопродукты — туда и лес — оттуда).

Таким образом, многочисленные неразрывные экономические нити тесно связывают Казахскую ССР с важнейшими экономическими районами Советского Союза в единый хозяйственный организм. В этом заключается одна из важных материальных основ как равноправия и самостоятельности Казахской ССР, так и крепнущих уз дружбы и братства казахского народа со всеми народами СССР в рамках Советского Союза в целом.


Другие записи: