Из протокола заседания коллегии Главполитпросвета Казахской АССР
6 мая 1922 г.
Слушали. 1. Доклад А. Уразбаевой о ликвидации неграмотности среди женщин-киргизок. Женотдел считает необходимой работу среди женщин-киргизок. Уразбаева замечает, что женщины только тогда освободятся от закабаляющей их жизни, когда осознают необходимость участия в общественной жизни. Необходимо выделить от женотдела одного представителя Чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности (Грамчека), который обязан отчитываться в своей работе среди женщин, которых путем мобилизации прикрепить к школе. Должны быть открыты специальные женские ликвидационные пункты в городах. Эти школы кроме ликвидации безграмотности должны дать элементарного характера гигиенические знания. В школах после прохождения [курса ликвидации] неграмотности необходимо проводить и политическую [подготовку]; женщин, окончивших эти школы, использовать на практической работе.
Постановили. Считать ликвидацию неграмотности среди женщин-киргизок необходимой и теперь же приступить к таковой работе, для которой выделить из комиссии тов. Каржаубаева и поручить выработать план этой работы и связаться с женотделом.
Зам. председателя Кирглавполитпросвета Холковский
Секретарь Е. Серова
ЦГА КазССР, ф. 81, on. 1, д. 323, л. 66.
Подлинник.
УЗБЕЧКИ ИДУТ В ШКОЛУ
Сообщение газеты «Известия» (Ташкент)
27 мая 1922 г.
При отделении Университета трудящихся Востока в Ташкенте организуется секция женщин-мусульманок на 30 человек.
В областную школу облженотделом командировано 11 узбечек.
«Известия» (Ташкент), 27 мая 1922 г.
УЗБЕЧКИ СМОТРЯТ СПЕКТАКЛЬ
Информация в газете «Туркестанская правда»
30 сентября 1922 г.
Женотделом устраивался спектакль силами учениц школы женщин-узбечек совместно с женотделом.
Шла пьеса из жизни шести женщин. Драма произвела глубокое впечатление на присутствовавших женщин, глаза их горели, слышались вздохи…
После спектакля выступила одна из работниц, открытая узбечка, после ее речи было объяснение пьесы.
Работница-узбечка говорила: «Вот перед вами картина вашей жизни, идите за нами к знанию и просвещению в школы, рабфак и т. п.». Многие тут же подходили и спрашивали, куда им идти записываться. Были выступления нескольких узбечек-работниц.
Впечатление было тяжелое, но в то же время и радостное. Можно много еще сделать, чтобы исправить тяжелое положение закабаленных женщин.
Европейки, идите на помощь к своим темным сестрам!
«Туркестанская правда», 30 сентября 1922 г.
БУМАГА И КАРАНДАШ БУДУТ ВЫДАВАТЬСЯ БЕСПЛАТНО
Из протокола собрания делегаток женотдела г. Пишпека
15 апреля 1923 г.
А) …В г. Пишпеке открывается школа труда, где на первом плане будут открыты курсы кройки и шитья, в особенности для мусульманок…
Б) Открывается школа [ликвидации] неграмотности, желательно было бы оповестить широко население, причем бумага и карандаш будут выдаваться бесплатно.
Председатель собрания Джетигенова Секретарь Левина
ЦГА КССР, ф. 89, он. 1, д. 288, л. 23. Подлинник.
КАЗАШКИ УСПЕШНО ОВЛАДЕВАЮТ ГРАМОТОЙ
Из сообщения заведующей женотделом Актюбинском губкома РКП(б)
10 июня 1923 г.
Я имела возможность быть в школе мусульманок где учатся 35 женщин казашек и татарок. Мною было задано несколько вопросов на русском и киргизском языках. Ученицы меня крайне удивили ответами. За такое короткое время (учатся не более двух недель) они успели усвоить русский алфавит и пишут довольно грамотно. В конце занятия был разговорный урок, и здесь я обратила внимание на успех наших учениц…
Благодаря нашей школе мы надеемся в скором времени ликвидировать неграмотность нашей киргизки, которая займет место в работе нашей республики Советов рука об руку с русской женщиной.
Зав. женотделом Ильясова
«Киргизская степь» (Актюбинск), 10 июня 1923 г.