Замена продразверстки продналогом

Партия непримиримо разоблачала вражеские вылазки и терпеливо разъясняла народным массам и партийным организациям Казахстана правильные принципы и основы новой экономической политики. После исторических решений X съезда партии и последовавших затем в исполнение этих решений постановлений правительства в Казахстане решительно вводилась новая экономическая политика. В апреле 1921 года на основании постановлении ВЦИК и Совнаркома от 21 марта 1921 года ТуркЦИК и КазЦИК приняли постановление о замене продразверстки продналогом.

В дальнейшем, в августе месяце постановления Совнаркома Туркестанской республики и Совнаркома Кир-(Каз)АССР устанавливали размеры продовольственного налога на 1921/22 год и методы его исчисления. В отличие от декрета ВЦИК и СНК РСФСР здесь налог исчислялся не по количеству пашни, а с десятины засеянной земли с учетом не только урожайности, но и количества толов крупного и мелкого скота. Хозяйства, засевавшие поощряемые технические культуры (хлопок и др.), освобождались от уплаты налога с одной трети своих посевов.

Значительное облегчение налоговых требований по продналогу в сравнении с продразверсткой можно проследить на основании данных ото скотопродуктам, имевшим особое значение вследствие специфики казахского сельского хозяйства. В 1921 году намечалось собрать по продналогу 581 355 пудов мяса, заготовить в порядке товарообменных операций 1 060 000 пудов и в порядке закупа на деньги 990 000 пудов, а всего 2 631 355 пудов мяса, тогда как в 1920/21 хозяйственном году по продразверстке предполагалось получить 4 022 597 пудов мяса. Таким образом, продналог был ниже продразверстки почти в семь раз, а продразверстка в полтора раза больше налога, товарообмена и закупа, вместе взятых.

Следует отметить, что в основу раскладки продналога был положен классовый принцип: бедняцкие хозяйства вовсе освобождались от продналога и главная его тяжесть падала на байско-кулацкие хозяйства. В особенности это практиковалось в кочевых и полукочевых районах, населенных по преимуществу казахами. Так, если в оседлых районах освобождалось от налога 18—20 процентов хозяйств, то в кочевых и полукочевых — от 60 до 70 процентов, а 5—6 процентов байских хозяйств уплачивали свыше половины всего налога.


Другие записи: