Предлагают вновь вернуться к термину «сестра милосердия», предусмотреть присягу для сестер. Это должно, как полагают, поднять требовательность к их этике.
Возможно, это и так. Большим шагом вперед является введение почетного звания «заслуженного работника здравоохранения», которое можно присваивать средним и младшим медицинским работникам.
Как известно, перестройка здравоохранения предполагает различные формы материального стимулирования труда медиков. Уже ряд лет врачи и средние медицинские работники, которые трудятся на промышленных предприятиях, пользуются правом быть премированными, как и производственники. В лечебных учреждениях создан премиальный фонд, прибавка к зарплате врача предусматривается в случае, если, при возможности выбора, увеличивается число пациентов, желающих попасть к нему, и т. д.
Но вряд ли это можно рассматривать как кардинальное улучшение материального положения медиков. Труд медицинских работников политэкономисты считают непроизводительным.
Принципиальную оценку сложившемуся положению дал Л. Н. Яковлев. Он пишет, что «. . . труд оказался разделенным на производительный в материальной сфере и непроизводительный — в других. Отсюда и «остаточный» принцип вложений в социальную инфраструктуру, технократизм, недооценка человеческого фактора. Отсюда и материальная и моральная ущербность положения самого квалифицированного и необходимого в условиях НТР труда врача, учителя, инженера, ученого. Отсюда и принижение социального статуса знания, подлинного профессионализма».
В связи с этим представляют интерес некоторые данные, опубликованные за последние годы.
Примерные подсчеты чистого дохода, поступающего в бюджет государства в результате работы органов здравоохранения, показали, что снижение за годы Советской власти смертности населения в 4 раза дает ежегодно около 1, 7 миллиарда рублей национального дохода. За счет увеличения продолжительности жизни мы получаем ежегодно на 1, 2 миллиарда рублей общественного продукта (В. И. Басов). За 35 лет активной деятельности человек способствует увеличению национального дохода в среднем на 325 тысяч рублей (Л. В. Бобров).
Как показал академик С. Г. Струмлин, 100 рублей, затраченных на лечебные цели, дают обществу 220 рублей. В Советском Союзе потери из-за низкой эффективности здравоохранения оцениваются в 90 миллиардов рублей ежегодно. В Эстонской ССР ущерб национальному доходу в связи с болезнями составляет 140 миллионов рублей в год, по листкам нетрудоспособности выплачивается ежегодно 50 миллионов рублей.
Ежедневно на больничном листке находится в среднем по республике 20 тысяч человек. Примечательно, что в США численность работников, занятых в сфере здравоохранения, увеличивается более высокими темпами, чем в основных отраслях материального производства. За последнее столетие занятость в здравоохранении увеличилась в 49 раз, тогда как во всем народном хозяйстве страны — в 5, 7 раза.
Данные последних лет также подтверждают такую тенденцию.
Это не удивительно. Согласно сделанным расчетам, каждый американец в возрасте 18 лет за остаток своей жизни может принести экономике своей страны в среднем чистую прибыль в 34 тыс. долларов (С. Е. Winslow). Прямые и косвенные экономические потери от плохого состояния здоровья населения США, вместе взятые, составили только за один год 125 миллиардов долларов.