А что такое хорошее медицинское учреждение? Приходилось слышать десятки сентенций на тему о том, что определяет его лицо. Больница начинается с приемного отделения, как театр с вешалки, — говорят одни. О культуре больницы можно судить по чистоте туалетов, — утверждают другие. В ней должен быть чистый воздух, лишенный запахов лекарств и кухни, — заявляют третьи. Но все эти и подобные рассуждения поднимают лишь частные вопросы.
Лицо медицинского учреждения, его культуру и дух определяют люди, которые в нем работают. Да, люди, и прежде всего они и их вера в необходимость того, что они делают, их оптимизм, их любовь к больному. Помню, как при входе в одну из таллиннских больниц прежде всего бросались в глаза противопожарные лозунги. Как положено, пламя было выдержано в пунцово-раздражающих тонах. Каждому становилось ясно, чем грозит оставленный включенным утюг, игра со спичками и т. п. Пожар — беда, это ясно Но нужно ли, чтобы больница начиналась с противопожарных лозунгов? Так требуют пожарники.
Автокатастрофы — зло не меньшее. Не потребует ли автоинспекция разукрасить противоположную стену фотоснимками жертв уличного движения?
А чего стоят описанные в медицинской печати стенды, призванные убеждать в важности предупреждения болезней: облысевшая женщина, страдающая грибковыми заболеваниями; лозунг «Бойся острых палок лыжных, нету глаз в запасе лишних» и т. п.
Я бы, например, у входа в любое лечебное учреждение для сведения больных и как обязательство медиков поместил иное — слова известного врача Швенингера: «Вы никогда меня не увидите исчерпавшим все мои средства! ». Действительно, нет ничего прискорбнее врача, опускающего руки у постели больного. Но больница — это не только врачи.
Профессор Гарвардской медицинской школы Ховард Хайетт, автор поучительной и интересной книги «Здоровье американцев на чаше весов. Выбор или случай» (1987) в заключительной главе «Так что же мы хотим? » выделяет две самые важные проблемы любой системы здравоохранения. Это, во-первых, профилактика болезней, включающая решение социальных вопросов (прежде всего!) и собственно врачебную помощь, и, во-вторых, обеспечение полноценного ухода за больными.
А уход — это и приемное отделение, и белье, и удобная постель, и пища, и своевременная перевязка, и исправный телевизор, и сегодняшняя газета и многое, многое другое. Но все это прежде всего зависит от внимания, забот, преданности делу и культуры медицинской сестры и санитарки, которые проводят с больным несоизмеримо больше времени, чем врачи.