Четвертой особенностью является аллергизация людей. Повинны в этом прежде всего химические вещества, применяемые в быту, лекарства, особенно когда их используют бесконтрольно, косметика и парфюмерия. В ряде случаев сказывается склонность к аллергии, передающаяся по наследству. Большинство авторов сходится на том, что в настоящее время в среднем 10—15 процентов населения страдает различными проявлениями аллергии. Среди обращающихся к врачам этот показатель выше. Так, все чаще выявляемая пищевая непереносимость в половине случаев имеет в своей основе аллергические механизмы, 2/3 случаев бронхиальной астмы — аллергического происхождения, растет роль аллергии среди причин заболеваний печени, почек, сердца, суставов, кишечника. По данным Всесоюзного центра по изучению побочного действия лекарственных средств, в 70 процентах в этих случаях сказывается аллергический механизм реакций.
При обследовании около 3 тысяч детей в Эстонской ССР различные аллергические заболевания выявлены у 10—20 процентов из них. Отсюда следует, что аллергизация, как, впрочем, и другие особенности взрослого пациента, своим началом восходит к детству.
Изменившаяся сопротивляемость организма и опять-таки различные медикаменты привели к тому, что сегодняшний больной отличается еще одной особенностью — наличием хронических очагов инфекции, чаще в зубах, миндалинах, околоносовых пазухах, реже в других органах. Эти очаги выявляются у 60—80 процентов терапевтических больных и у 30—40 процентов лиц, считающих себя здоровыми. Большую озабоченность вызывает высокая степень болезненного поражения зубов. Это обусловлено не только недостаточным количеством фтора в организме и злоупотреблением сладостями, но и элементарным неумением чистить зубы.
Проблема хронических очагов инфекции очень важна: они могут вызывать недомогание и раздражительность, потерю трудоспособности и неприятные ощущения в области сердца (перебои, сердцебиения), боли в суставах и повышение температуры тела. Маской очаговой инфекции могут "являться и функциональные нарушения со стороны нервной системы, хотя они могут и сочетаться.
Немецкие авторы выделяют все эти проявления хронической очаговой инфекции в самостоятельную болезнь. Все изложенное выше создает предпосылки для еще одной особенности современного пациента: нередкое сочетание всех этих факторов, переплетение жалоб, ощущений, симптомов обусловливают утрату болезнями своего классического лица (это известно сегодня врачам), серьезно увеличивая трудности в распознавании и диагностике заболеваний.
Итак, шесть особенностей. Нами не приведен детальный анализ причин, их породивших, что потребовало бы специального разговора. Отмечу лишь, что такие «модные» болезни, как невроз и ожирение, не без оснований относят к «неврачебным» — nonphysical illness: их профилактика мало зависит от врача.