Покровители лишены каких-либо сомнений, хотя еще Гете предупреждал: «Точно знают только когда мало знают». Четвертый — созыв научного форума специалистов по болезням селезенки, желательно с участием титулованных ученых. При этом даются интервью и посещаются доступные руководящие учреждения, где опять-таки разъясняется смысл «иммунитета» и «кроветворения». Пример, доказывающий значимость болезней селезенки, повторяю, условен, но демонстративен, так как частота их столь незначительна, что они не значатся ни в одной статистике.
К сожалению, описанное не столь смешно, как грустно.
При общении с медиками выясняется, что подобные коллизии в той или иной форме возникают нередко. В одном случае вместо болезней органов пищеварения специалист хочет изучать только поджелудочную железу, добиваясь создания соответствующего центра, в другом узнаешь, что бронхиальную астму должны лечить уже не терапевты и соответственно надо перераспределять штаты, аппаратуру и т. д. и т. п.
Но вправе ли человек, не знающий всех потребностей медицины, не знакомый с социальной значимостью тех или иных болезней, давать рекомендации, как развивать врачебное дело, видя его только сквозь призму собственного страдания? Да, медицине нужны разные специалисты. В том числе и занимающиеся болезнями селезенки. Не надо лишь искусственно фокусировать внимание только на них. Обследования, проведенные в Эстонии, показали, что половина больных, страдающих болезнями сердца, об этом не знает и к врачам не обращается.
Аналогичны данные и по другим республикам. Болезнями органов пищеварения страдает примерно третья часть населения. Можно статистически, экономически и научно доказать необходимость для каждой республики (и даже крупной области) института гастроэнтерологии, института пульмонологии, института ревматологии, института нервных болезней. . . С учетом того, что установлена поражен-ность 70 процентов взрослого населения болезнями копечного отрезка толстой кишки, можно обосновать необходимость организации и таких институтов (проктологии). Удельный вес лиц старших возрастов прогрессивно растет. Эта проблема властно стучится в двери общества. Не следует ли создавать и широкую сеть институтов геронтологии и гериатрии?
Разве перечисленные разделы медицины не достойны внимания?
Надо прямо сказать: на одновременное решение всех проблем денег не хватает. В этих условиях тот, кто привлекает к себе внимание, добивается большего. Как это делается — об этом говорилось выше. К сожалению, такое становление специальности локтями нередко идет в ущерб общему делу, каждому из нас-Ученый-медик не только врач, он должен быть и гражданином. Если бы, например, где-то выяснилось, что нужны дополнительные больничные койки для улучшения медицинской помощи детям, ни у кого бы не нашлось смелости по этому вопросу спорить. Но когда речь идет об удовлетворении повышенных амбиций за счет ухудшения общего дела охраны здоровья, таким тенденциям надо противостоять бескомпромиссно.