«Офсетное зрение» специалиста

В современной медицине, как уже отмечалось, насчитывается множество врачебных специальностей. Вероятно, появление их в таком количестве отражает потребности общества. Известны тем не менее и теневые стороны этой тенденции, о которой говорилось выше: врач подчас утрачивает целостное восприятие человека и видит лишь тот орган, в котором он специализировался. За это нас, врачей, справедливо критикуют. Об этом, впрочем, написано много. Почему-то, однако, все проходят мимо другого опасного явления: специалист, устремленный на определенный орган, не только не видит пациента в целом, он не видит и медицины в целом, он не хочет знать и ее проблем в целом. У него офсетное зрение, как у мухи: он видит детали, не видя всего. При этом детали, нужные ему.

Подобные примеры в Эстонии имеются, но явление это не только местное. Оно носит куда более распространенный характер. Поэтому модель действий такого врача или ученого проанализируем на примере гипотетически появившегося специалиста по болезням селезенки.

Отмечу сразу хорошо известное медикам положение: там, где объявляется знаток определенной болезни, появляются и соответствующие больные. Возможности здравоохранения пока что не позволяют организовать ему соответствующее отделение, а создать его специалисту хочется.

Если он обратится в органы здравоохранения, с ним будут говорить на профессиональном языке: ему объяснят, что болезни селезенки действительно представляют интерес, но для этого пока нет ни достаточных средств, ни кадров, ни помещений. В первую очередь надо строить поликлиники, по-современному лечить детей, квалифицированно помогать получившим травмы, не допускать смерти от воспаления легких или аппендицита.

Специалист все это слушает, но не слышит. И тогда он пускает в ход следующий механизм из апробированных четырех компонентов общественного воздействия.

Первый — использование средств массовой информации с доказательствами того, что селезенка играет важную роль в иммунитете, сопротивляемости болезням и что она влияет на нормальное кроветворение. Слова «иммунитет» и «кроветворение» уже сами по себе производят ударное впечатление и действуют на психику безотказно. Иногда при этом вспоминают тернистый путь, пройденный когда-то кибернетикой и генетикой, но старательно умалчивают о том, что пришлось пережить также содовые ванны, эбонитовые диски и их апостолов.


Другие записи: