Иван Фомич Павлов родился в 1922 году в семье крестьянина села Борисово-Романовка Кус-танайского района. В ноябре 1940 года студент Магнитогорского металлургического техникума И. Павлов зачисляется курсантом Оренбургского авиационного училища. После вероломного нападения гитлеровской Германии на нашу страну Павлов просит отправить его на фронт, но попадает туда лишь после завершения курса учебы, в июне 1942 года.
6-й гвардейский штурмовой авиационный Московский ордена Ленина Краснознаменный ордена Суворова полк — так к концу войны называлась овеянная славой воинская часть, в которую прибыл двадцатилетний сержант Павлов. Бывалые воины тепло приняли в свои ряды новичка, щедро передавали ему свой опыт. У молодого пилота постепенно вырабатывался тот особый «почерк» ведения боя, который Друзья назвали «павловским». Через год И. Ф. Павлов стал младшим лейтенантом, командиром звена, опытным воздушным бойцом.
Однажды звено штурмовиков патрулировало в районе станции Рудня. С запада к станции шел вражеский эшелон, и Павлов уже готовился атаковать его, когда увидел второй эшелон, подходивший к станции с другой стороны. «Отклоняемся на бреющем»,— последовала команда ведущего. Когда оба эшелона оказались на станции, звено штурмовиков четыре раза нанесло по ним свои удары. Оба эшелона были разбиты.
14 сентября 1943 года шестерка Ивана Павлова обнаружила у населенного „пункта Заблоцкий фашистский бронепоезд, двигавшийся к линии фронта. Вражеские зенитчики открыли огонь. Командир звена принимает решение — разрушить путь впереди бронепоезда и на какое-то время уйти в облака. Через несколько минут «илы» «вывалились» из облака над самым бронепоездом и обрушили удары на зенитные платформы. Затем, сделав еще два захода, довершили полный разгром. Перейдя в наступление, наши войска освободили Духовщину, Ярцево, Смоленск. И. Ф. Павлов за активное участие в этой операции получил звание старшего лейтенанта, а через некоторое время его назначили командиром эскадрильи.
Боевая деятельность летчика-штурмовика не была сплошным триумфом. Однажды самолет Ивана Фомича попал под сильный зенитный обстрел. Один из вражеских снарядов поджег машину. Павлов кое-как «перетянул» машину через линию фронта и посадил, но покинуть ее и даже открыть фонарь уже не хватило сил. Спас его воздушный стрелок Геннадий Мамырин, вытащивший летчика из пылающей кабины. Едва друзья успели отойти от машины, как огонь охватил бензобаки, и машина взорвалась.
127 боевых вылетов совершил Иван Фомич Павлов к октябрю 1943 года. Оценивая их значение, командир полка подполковник К. П. Заклепа писал: «Никакие противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации противника не мешают советскому асу пробиться к цели и разгромить ее. В этом ему помогают искусство и мастерство тактических маневров, внезапность атак и умелое руководство группой в бою».
4 февраля 1944 года кавалер ордена Отечественной войны 1 степени, двух орденов Красного Знамени И. Ф. Павлов стал Героем Советского Союза.
Когда Герой Советского Союза И. Ф. Павлов приехал к родителям в Кустанай в краткосрочный отпуск, рабочие Кустанайского завода искусственного волокна решили собрать деньги на новый самолет Герою-земляку. Эта патриотическая инициатива встретила горячую поддержку всех трудящихся Кустанайской области. На промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах начался сбор средств на постройку самолета Герою Советского Союза И. Ф. Павлову. На специально открытый счет в государственном банке за несколько дней поступило 716.900 рублей, и когда И. Ф. Павлов вернулся в свою часть, туда вскоре прибыло четыре новых самолета «Ил-2», три из них были вручены летчикам звена Анатолия Смирнова, которые к концу войны тоже стали Героями Советского Союза.
Летное и тактическое мастерство капитана И. Ф. Павлова продолжало расти. Стрелковая часть во взаимодействии с танкистами освободила небольшой литовский городок. Лишь одна его окраина оставалась в руках гитлеровцев, которые разместили в кирпичных зданиях противотанковые пушки и пулеметы. Ожидать прибытия тяжелой артиллерии — значило дать врагу передышку и время для укрепления позиций. Надежд на помощь авиации тоже было мало: слишком узкой оказалась нейтральная полоса. Но Павлов и его ведомые блестяще справились с задачей. Точно спикировав на цель, они забросали ее бомбами, а на втором заходе пушечным и пулеметным огнем прошили все уцелевшее после первого удара. Узел обороны гитлеровцев был подавлен, пехотинцы и танкисты вновь погнали врага на запад.
Штурмовик Павлов умело дрался с воздушным противником, если тот пытался помешать выполнению задачи. 15 августа 1944 года близ латвийского города Бауска семерка «илов» во главе с капитаном Павловым вступила в бой с двадцатью фашистскими истребителями и сбила четыре вражеских самолета. Одного из них сбил И. Ф. Павлов, другого — его воздушный стрелок Г. С. Мамырин, остальных — старшие лейтенанты Г. Михайлов и П. Шахов.
23 февраля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил коммуниста И. Ф. Павлова второй Золотой Звездой.
250 боевых вылетов совершил он ко дню победы. Это были самые различные полеты — разведывательные, «охота» на уничтожение целей, обнаруженных в свободном по-лете, мощные бомбардировочные и штурмовые удары по ЛеРеднему краю, коммуникациям противника, скоплениям его живой силы и боевой техники.
После войны майор И. Ф. Павлов окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и с успехом передавал свой богатейший опыт летчикам авиаполка. 12 октября 1950 года Иван Фомич Павлов погиб при исполнении служебных обязанностей.
Родина никогда не забудет своего крылатого богатыря. 1 Его имя навечно внесено в списки части, где проходил службу Герой. Именем Павлова назван целинный совхоз на Кустанайщине. На центральной площади города Кустаная установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Ивана Фомича Павлова.