Эволюция тканевых реакций в месте введения вакцины BCG и в регионарных лимфатических узлах зависит от динамики L-трансформации BGG в организме детей. Установлено, что по мере L-индукции BCG в вакцинном комплексе (кожа и регионарный лимфатический узел) наряду с «малым воспалением» появляются и постепенно усиливаются признаки песпецифического воспаления.
У детей через 2 нед — 4 мес после вакцинации, когда имеется вегетирование типичных микобактерий BCG в сочетании с нестабильными L-формами, в коже превалирует ограниченное туберкулезное воспаление с казеификацией в центре гранулемы. С первых недель после вакцинации вместе с ранней L-индукцией BCG. наряду с признаками заяшвлеиия специфического воспаления появляется продуктивная неспецифическая грануляционная ткань с лимфоидпо-гистиоцитарной и макрофагалыюй клеточной пролиферацией.
Через 5—11 мес после вакцинации, когда имеет место персисти-рование нестабильных L-форм BCG, признаки туберкулезного воспаления в коже становятся минимальными (сохраняются лишь скопления эпителиоидных клеток), песпецифическое же воспаление усиливается. В регионарных лимфатических узлах отмечено появление единичных бугорков на фоне лимфоидпо-ретикулярной пролиферации. В тех регионарных лимфатических узлах, в которых установлено вегетирование нестабильных L-форм, реверсирующих в пигментированные BCG выявлена только неспецифическая грануляционная ткань.
У детей 1 —13 лет, у которых длительное время персистируют условно-стабильные L-формы BCG, в регионарных лимфатических узлах лишь иногда формируются мелкие скудные энителиоидно-клеточные и макрофагальпые (моиоцитоидные) бугорки на фоне лимфоидпо-ретикулярной гиперплазии. В коже в этот период имеет место выраженное заяшвление послевакцииной туберкулезной гранулемы путем ее фиброзирования и формирования лимфоидно-гистиоцитарпых скоплений с выраженной лимфоидно-клеточной реакцией.