Современные требования к медицинской этике

Современные требования к медицинской этике

Совершенно очевидно, что требования к медицинской этике на территориях проживания народов нашей страны прошли тот же путь, что и в других государствах.

«Изборник Святослава» (XI век) содержит указание на то, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (XI—XII века) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания медиками с заболевших платы за лечение. Довольно определенными были требования к врачу, сформулированные Петром I в Морском уставе, хотя обязанности рассматривались в нем в известном отрыве от врачебных прав.

На выполнение профессионального долга врача и, как это ни кажется, на первый взгляд парадоксально, на оценку некоторых этических норм влияют также уровень и возможности медицинской науки. Так, Гиппократ считал, что лечение неизлечимых больных приводит к потере врачебного авторитета. По его мнению, «медицина не должна протягивать руку тем, кто уже побежден болезнью». В Древней Индии рекомендовалось не заниматься дальнейшим лечением пациента, который не выздоровел в течение года. Можно полагать, что эти взгляды являлись не только и не столько отражением морали общества того времени, сколько и возможностей медицины. В течение последних лет все интенсивнее обсуждаются проблемы облегчения смертельного исхода нежизнеспособного больного. Эти новые аспекты врачебной морали возникли явно в связи с большими успехами современной реаниматологии.


Другие записи: