Риск операций с искуссственным кровообращением

Еще совсем недавно в работах, посвященных анализу результатов операций с искусственным кровообращением, ведущее место среди причин летальных исходов принадлежало острой сердечной недостаточности. Необходимо отметить, что нередко в эту рубрику включались случаи острых расстройств гемодинамики, не только связанные с первичной недостаточностью сердца, но и обусловленные такими факторами, как гиповолемия, тампонада перикадра, нарушения легочной вентиляции, водно-солевого баланса и др. Формальный подход к вопросам танатогенеза и причинам смерти, игнорирование причинно-следственной связи между конкретным осложнением и видом смерти привели к преувеличению роли первичной сердечной недостаточности в летальных исходах после операций с искусственным кровообращением.

В работах последних лет (Taber et al., 1967; Litwak et al., 1969; Spencer et al., 1970) более глубокий анализ результатов операций с искусственным кровообращением показал, что истинная сердечная недостаточность обусловленная сердечной слабостью миокарда, встречается нечасто и не является основным осложнением при этих операциях.

Риск операций с искуссственным кровообращением постоянно снижается, несмотря на то что операциям подвергаются все более тяжелобольные. Ряду хирургов (Fishman et al., 1966; Spencer et al., 1970; Reis et al., 1970 и др.) при протезировании клапанов сердца удалось снизить летальность до 2—12%, однако удельный вес острых расстройств гемодинамики по-прежнему остается высоким среди причин летальных исходов (30% у перечисленных авторов). Значительно снизилась летальность и после радикальной коррекции тетрады Фалло — до 2—10% (Zerbini et al., 1966; Behuson et al., 1966; Dobell et al., 1968; Have et al., 1970). Согласно литературным данным, основными причинами острых расстройств гемодинамики у этих больных является не исходная слабость миокарда или функциональная неполноценность левого желудочка сердца, а травматическая не-достаточноть клапанов легочной артерии, острая реканализация дефекта межжелудочковой перегородки, остаточный стеноз выходного отдела правого желудочка сердца, кровопотеря, реже — полная поперечная блокада, легочные осложнения (Maem et al., 1966; Kirklin, 1967; Vathayanon et al., 1968; Aberg et al., 1969).

Наш институт, как и другие кардиохирургические клиники, прошел период освоения сложных операций на сердце, связанных с определенными трудностями и сопровождающихся высокой смертностью. В последние 2 — 3 года летальность уменьшилась больше чем вдвое, что можно связать с улучшением ведения дооперацпонного и послеоперационного периодов, совершенствованием хирургической и перфузионной техники. Однако летальность остается еще высокой.

В институте с января 1968 г. по ноябрь 1970 г. в условиях искусственного кровообращения оперировано 347 больных с приобретенными и врожденными пороками сердца с 87 летальными исходами. В это число не включены больные с протезированием трехстворчатого и нескольких клапанов сердца.

Послеоперационную гемодинамику у 245 больных с приобретенными и врожденными пороками сердца изучали с помощью радиоизотопной методики (исследования проводили Е. Н. Рюмина и В. В. Уваров), а также путем длительной катетеризации полостей сердца, легочной и одной из системных артерий. Это позволило получить информацию о послеоперационных изменениях ударного и минутного выброса сердца, объема циркулирующей крови, артериального и центрального венозного давления, общепериферического и общелегочного сосудистого сопротивления, о содержании кислорода и кислотно-щелочном равновесии в артериальной и смешанной венозной крови.


Другие записи: