Контроль за адекватной стабилизацией крови во время перфузии осуществляется обычно по протромбиновому индексу. Мы, как и Л. А. Левицкая (1964), А. Г. Караванов и М. А. Уманский (1966), А. А. Вишневский и С. Ш. Харнас (1968), считаем что гепарин следует вводить в таких количествах, чтобы оптимальные величины протромбинового индекса не превышали 25—30%.
По окончании перфузии для восстановления свертывающей способности крови необходимо нейтрализовать гепарин. Для этого используют его антидот — протамин-сульфат, связывающий гепарин и прекращающий его антнкоагулянтное действие. В зарубежных клиниках для нейтрализации гепарина применяют также полибрен, который, по мнению ряда исследователей (Keats et al., 1959; Blumberg et al., 1960; Kothnie, Kinmonth, 1960; Lillechei et al., 1960; Karlson, Lerner, 1962), менее токсичен и оказывает меньшее побочное влияние, более высоко активен и более быстро и стабильно действует.
Большинство авторов полагают, что после окончания искусственного кровообращения в обычных условиях гепаринизации организма и донорской крови можно добиться удовлетворительной нейтрализации гепарина с помощью доз протамин-сульфата, равных дозе гепарина, введенного больному. Однако Ф. Г. Углов (1961), Л. В. Поташов (1962), И. Д. Куре-лару (1964) и Thiss (1961) считают необходимым, помимо этого, учитывать также гепарин, введенный в донорскую кровь.