Огромные изменения претерпела на протяжении XIX — начала XX в. и домашняя утварь, связанная с пищей. В условиях кочевого и полукочевого быта казахов у них издавна бытовала посуда и утварь, удобная для перевозки,— легкая, небьющаяся.
Любимым напитком казахов являлся кумыс, поэтому посуда, связанная с ним, отличалась большим разнообразием. Некоторые виды кожаной посуды (кенек, кеукерин, жанторсык) украшались тисненым орнаментом.
Широко бытовала в прошлом и деревянная посуда различного размера, формы и назначения. Некоторые виды деревянной посуды покрывались резьбой и отделывались серебром (ожау, тегене и т. д.).
Варили пищу, кипятили молоко в чугунных котлах (кдзан) различных размеров и назначения. В среднеазиатских ханствах казахи покупали медные чайники и кувшины (к¥ман)
Установление торговых отношений с Россией и Средней Азией, знакомство с бытом своих соседей, изменение форм хозяйственной деятельности, быта и питания самих казахов вызвали изменения и в их посуде. Некоторые виды кожаной, а частично и деревянной посуды утратили свое значение и стали постепенно исчезать (кенек, кеукерин, шара, тегене).
На ярмарках казахи приобретали фабричную фаянсовую посуду (пиалы, чашки), эмалированные блюда, ведра и тазы, сковороды, чугуны, деревянные и металлические ложки и т. д. Наиболее состоятельные семьи имели самовары, наборы чайной посуды, подносы и т. д..
«Посуда была деревянная, а теперь фаянсовая, эмалированная, стеклянная и т. п. Теперь у каждого есть самовар, скота нет, а самовар есть»,— пишет один из очевидцев.
X. Аргынбаев совершенно верно указывает, что восточные казахи стали обзаводиться деревянными ведрами, квашнями, кадками, берестяными туесами. Эти сведения подтверждаются и нашими источниками по Восточному и Северному Казахстану С. На смену прежним ямам для хранения зерна (ура) во многих оседлых земледельческих аулах, близких к русским селам, стали делать деревянные лари. Для чайной посуды покупали у русских шкафчики, полочки и т. д..
Процесс этот шел под воздействием прежде всего тех социально-экономических изменений, которые происходили в Казахстане со времени вхождения его в состав русского централизованного государства. При этом не только казахское население усваивало новые, более передовые формы хозяйства и быта, но также русское и украинское переселенческое крестьянство воспринимало многие методы орошаемого земледелия, разведения скота, элементы быта, язык и т. д.
Уже тогда начали закладываться основы дружбы казахского, русского и других народов, их взаимовлияние, взаимообогащение, приведшие к прогрессивным последствиям в развитии их материальной культуры. Однако не следует переоценивать размеры прогрессивных изменений в быту казахского народа, ибо в своей официальной политике царизм делал все, чтобы законсервировать в Казахстане отсталые формы социально-экономических отношений, разжечь национальную рознь и всячески помешать дружбе народов.
Те взаимоотношения, которые установились между казахским и русским крестьянством, контакты, которые вызвали к жизни много новых черт в их экономике и в домашнем быту, являлись объективным процессом развития, протекавшим вопреки политике царизма и, конечно, не привели и не могли привести в тех условиях к коренным преобразованиям в жизни казахского народа. Это стало возможным лишь после победы в нашей стране Великой Октябрьской социалистической революции.