Записка отдела культуры ЦК КПСС

19 декабря 1960 г.

ЦК КПСС

Считаем необходимым доложить ЦК КПСС о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров.

За последние годы значительно возросла роль кино в коммунистическом воспитании трудящихся. Количество кинозрителей по сравнению с 1955 годом увеличилось на 1 млрд человек и составляет ныне 3,5 млрд человек в год. Кроме того, 5—6 миллиардов зрителей ежегодно смотрят кино по телевидению.

За пятилетие построено 2400 кинотеатров и летних киноплощадок, количество мест в них возросло с 1200 тыс. в 1955 г. до 2100 тыс. в 1960 году.

Советская кинематография создала за минувшие пять лет 375 художественных фильмов, многие из которых получили широкое общественное признание. Так, кинофильмы «Чрезвычайное происшествие» за год просмотрели 47 396 тыс. зрителей, «Судьба человека» — 39 240 тыс. , «Баллада о солдате» — 23 467 тыс. зрителей. В среднем посещаемость одного советского фильма составляет 19,4 млн человек. Это является свидетельством огромной популярности советской кинематографии среди широких масс трудящихся.

Однако в практике кинопроката и кинообслуживания населения имеют место крупные недостатки. В киносети страны получили непомерно большое распространение фильмы капиталистических стран. В результате внимание широкого круга советских людей приковывается к темам и идеям, далеким от наших задач в идеологической работе и нередко противоречащим этим задачам.

В 1959 году на экраны страны было выпущено 103 советских и 102 зарубежных фильма, из них 30 фильмов производства капиталистических стран. За 11 месяцев 1960 г. выпущено 88 советских фильмов и 98 зарубежных, в том числе 50 — производства капиталистических стран. Некоторые кинофильмы капиталистических стран имеют известную художественную и познавательную ценность, раскрывая в той или иной степени противоречия буржуазного общества. Покупка фильмов в капиталистических странах помогла советским внешнеторговым органам реализовать за рубежом многие советские фильмы. Однако нельзя признать правильным, когда буржуазные фильмы печатаются массовыми тиражами, независимо от их художественного качества и социального содержания, демонстрируются во всех без исключения кинотеатрах страны.

Следует отметить, что с начала 1960 г. органы кинопроката Министерства культуры СССР несколько сократили тиражи фильмов капиталистических стран. Однако и сейчас количество копий большинства буржуазных фильмов не уступает средним тиражам советских фильмов и намного превосходит тиражи кинокартин социалистических стран.

Кинопрокатные организации по-прежнему устанавливают тиражи фильмов капиталистических стран, руководствуясь главным образом коммерческими интересами, упуская из виду идеологическую сторону дела. В результате более высокими тиражами выпушены в прокат как раз те американские, английские и французские кинокартины, в которых в приукрашенном свете показывается буржуазный образ жизни. Тиражи таких буржуазных фильмов, проникнутых неприемлемыми для нас идеями, как «Римские каникулы» — 1157 копий, «12 девушек и один мужчина» — 1304 копии, «Мистер Питкин в тылу врага» — 1350 копий, «Бабетта идет на войну» — 1367 копий, превышали тиражи ряда советских кинокартин и фильмов других стран социалистического лагеря, имеющих серьезное идейно-художественное значение.

Из выпускаемых ежемесячно 16—18 кинокартин 4—5 фильмов из капиталистических стран. В сентябре с. г. тираж двух буржуазных фильмов (1150 и 1350 копий) превышал тиражи выпущенных в этом же месяце удачных советских фильмов и кинокартин других социалистических стран.

Фильмы капиталистических стран печатаются не только на широкой, но и на узкой пленке и таким образом попадают на экраны почти всех без исключения кинотеатров и сельских кинопередвижек страны. Круг показа фильмов буржуазных стран ничем не ограничен, что наносит ущерб делу правильного воспитания советских людей.

В то же время в главных капиталистических странах (США, Англия, Франция) закупленные советские фильмы, как правило, печатаются ничтожно малым количеством копий и демонстрируются во второэкранных кинотеатрах. Так, в Англии фильм «Судьба человека» был отпечатан в количестве 40 копий, а фильм «Сорок первый» лишь в двух копиях. Купленная американской кинопрокатной фирмой советская кинокартина «Тихий Дон» была отпечатана в трех копиях и демонстрировалась в трех небольших кинотеатрах, имеющих по 200— 300 мест. Американские пропагандисты не скрывают этого обстоятельства и отмечают, что в Советском Союзе фильмы капиталистических стран идут широко, без всяких ограничений, что, по их мнению, приносит идеологический выигрыш в пользу Америки. Критик Артур Л. Мейер в журнале «Моушн Пикчер Геральд» писал по поводу обмена советских и американских фильмов следующее: «В долларах и копейках выиграл СССР, в культурном отношении США. Американские фильмы пользуются огромным успехом в Советском Союзе, и 5 из 15 законтрактованных кинокартин широко демонстрируются и хорошо посещаются. Интерес к ним настолько велик, что в одну неделю в 45 кинотеатрах из 102 московских кинотеатров шли американские фильмы».

За 9 месяцев этого года в Москве каждый советский фильм в среднем просмотрело 357 тысяч зрителей, фильм других стран социалистического лагеря — 133 тыс. человек, а фильм из капиталистических стран — более полумиллиона человек. Характерно, что наиболее крупные киноплощадки города использовались в основном для демонстрации фильмов буржуазных стран. Летом текущего года в Москве на стадионе «Динамо», во Дворце спорта и Малой спортивной арене стадиона им. Ленина в Лужниках, в Зеленом театре парка им. М. Горького демонстрировались главным образом фильмы капиталистических стран, преимущественно американские и английские. Из 2 430 тысяч зрителей, посетивших киносеансы на этих площадках, 2 407 тысяч человек смотрели зарубежные фильмы. Американский фильм «Римские каникулы» только на двух крупных площадках был показан 40 раз, и его просмотрело 250 955 человек. В то же время для советских фильмов было организовано всего 19 сеансов.

Руководители кинотеатров нередко снимают с экрана советские идейно-значительные фильмы, как только посещаемость их снижается до 80—90 процентов. В то же время на экранах в течение длительного времени демонстрируются фильмы капиталистических стран. Гак, в Москве в кинотеатре «Центральный» хороший советский фильм «Баллада о солдате» демонстрировался 5 дней, удачные фильмы «Мичман Панин», «Колыбельная», «Все начинается с дороги», «Простая история» демонстрировались по 7 дней, а слабые в художественном отношении буржуазные фильмы «Путешествие Синдбада» — 21 день, «Римские каникулы» —12 дней, «Любовь с первого взгляда» — 14 дней. В кинотеатре «Колизей» 21 советский фильм демонстрировался 162 кинодня, а 17 буржуазных фильмов — 163 дня.

В Ленинграде французский фильм «Колдунья» просмотрели 1457 тыс. человек, «Путь в высшее общество» — 849 тыс. человек, «Любовь с первого взгляда» — 831 тыс. человек, а наши хорошие фильмы «Баллада о солдате» и «Колыбельная» были на экране 2—3 дня.

В г. Вильнюсе австрийский фильм «Двенадцать девушек и один мужчина» демонстрировался ежедневно на 15 сеансах, английский — «Адские водители» — на 5 сеансах, а советский фильм «Сережа», получивший первую премию на международном фестивале, демонстрировался всего лишь на двух сеансах.

Такое же явление наблюдается во многих других городах страны. В Калинине фильм «Сережа» шел 209 сеансов, «Баллада о солдате» — 171 сеанс, а австрийский фильм «12 девушек и один мужчина» — 212 сеансов, «Римские каникулы» — 216 сеансов. В крупнейшем кинотеатре г. Сталино три фильма капиталистических стран демонстрировались в октябре с. г. на 262 сеансах, в то время как советские кинокартины «Простая история» и «Домой» лишь на 130 сеансах. В панорамном кинотеатре города, имеющем 900 мест, в течение месяца демонстрировались 4 буржуазных кинофильма и лишь одна наша кинокартина.

Нередко работники кинофикации и кинопроката пытаются оправдывать неправильную практику работы тем, что якобы только заграничные фильмы позволяют им выполнять финансовый план. Но это не так. Во-первых, опыт кинотеатров страны показывает, что там, где работники кинопроката правильно понимают свои задачи, умело планируют кинофильмы, — там с успехом выполняется финансовый план без увлечения показом буржуазных фильмов.

Во многих районах Московской области с успехом демонстрируются на экранах и собирают наибольшее количество зрителей советские кинофильмы, и особенно на современную тему. Целый ряд советских фильмов просмотрело в области 500 и более тысяч зрителей («Ссора в Лукашах» — 655 тыс. зрителей, «Люди на мосту» — 603 тыс. , «Горячая душа» — 535 тыс. , «Солдатка» — 556 тыс. , «Весенние грозы» — 542 тыс. , «Любовью надо дорожить» — 900 тыс. ) . В то же время зарубежные фильмы пользовались гораздо меньшим успехом (английский фильм «Банковый билет в миллион фунтов стерлингов» собрал всего 26,9 тыс. зрителей, «Мистер Питкин в тылу врага» — 180,7 тыс. , «Менди» — 186,1 [тыс], французский — «Мари-Октябрь» — 288,3 тыс. ) .

Большая работа по пропаганде советских фильмов проводится в ряде кинотеатров г. Свердловска. Так, в кинотеатре «Салют» за год показано 66 фильмов, из них советских — 39, стран народной демократии — 23 и буржуазных — 4. Фильмы капиталистических стран просмотрело 8,8% к общему количеству зрителей. Кинотеатр многие годы перевыполняет план. Успешно работает кинотеатр «Победа» в г. Уфе. Он ежедневно дает 7—8 киносеансов, в том числе один детский. За 10 месяцев в кинотеатре демонстрировалось 116 фильмов, в том числе советских — 78, стран народной демократии — 17, капиталистических стран — 21. Количество зрителей, просматривающих фильмы капиталистических стран, составляет примерно одну шестую часть всех зрителей. Однако положительный опыт этих кинотеатров недостаточно распространяется.

Во-вторых, если бы дело обстояло так, как пытаются это представить некоторые работники кинопроката, тогда они должны были бы демонстрировать буржуазные фильмы на утренних сеансах, наименее посещаемых, а не на вечерних, на которые довольно трудно приобрести билеты. На деле же органы кинопроката широко используют наиболее посещаемые вечерние сеансы для показа зарубежных фильмов. Так, в московском кинотеатре «Эрмитаж» в октябре месяце с. г. вечерние сеансы были отведены в основном для демонстрации американских, английских и французских фильмов. Два советских фильма и венгерский фильм показывались на дневных сеансах. В кинотеатре «Динамо» в этом же месяце 12 советских фильмов демонстрировались на 39 дневных сеансах и только на 27 вечерних (фильмы посетило 17 520 человек) . В это же время 9 буржуазных фильмов демонстрировались на 74 вечерних сеансах (фильмы посетило 50 160 зрителей) .

Центральные и местные органы кинопроката не уделяют должного внимания рекламированию советских фильмов. В профсоюзных клубах, как правило, вообще такая реклама не ведется. Выпушенные Главкинопрокатом печатные плакаты по советским фильмам невыразительны, бледны, однообразны и в силу этого недостаточно действенны. Издаваемые областными и республиканскими конторами кинопроката печатные бюллетени («Кинонедели») ведутся неудовлетворительно. Они слабо пропагандируют лучшие советские фильмы и в то же время нередко захваливают буржуазные кинофильмы. Недостаточно используется для пропаганды советского киноискусства печать, радио, телевидение.

Вместе с тем необходимо отметить, что дело правильной организации кинообслуживания населения осложнено рядом обстоятельств, не зависящих от работы органов кинопроката. Киностудии страны выпускают еще много слабых, посредственных кинофильмов. Такие фильмы, как «На повороте», «Шквал», «Григорий Сковорода», «Сын

Иристона», «Дорога уходит в даль» и ряд других посетило всего от 3 до 5 млн человек (в то время как лучшие фильмы посещает от 20 до 40 млн зрителей) .

Совершенно не удовлетворяется интерес советских зрителей к жизнерадостным кинокомедиям, музыкальным фильмам. Не случайно даже средние по своему качеству кинокомедии «Ссора в Лукашах», «Годы молодые» посетило 30—35 млн человек. Репертуарные планы киностудий тематически однообразны и не учитывают потребностей зрителей в фильмах, различных по тематике и жанрам.

Нуждается в серьезном изучении и практика планирования доходов от кино.

Совершенно необходимо, чтобы Министерство культуры СССР, ЦК компартий союзных республик, обкомы и крайкомы КПСС приняли решительные меры для устранения недостатков в работе кинотеатров, ликвидировали увлечение показом буржуазных фильмов. Министерство культуры должно значительно сократить тираж фильмов капиталистических стран и число кинотеатров, в которых следует прокатывать эти фильмы. Комиссия по отбору фильмов капиталистических стран для показа в наших кинотеатрах должна отбирать такие картины, в которых наиболее правдиво отображается современная буржуазная действительность.

Исходя из вышеизложенного, Отдел культуры просит ЦК КПСС рассмотреть вопрос о крупных недостатках в репертуаре кинотеатров.

Проект постановления ЦК КПСС прилагается.

Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов

Зав. сектором Отдела В. Баскаков

Инструктор Отдела Н. Орехова

Ф. 11. Оп. 1. Д. 564. Л. 4-9. Подлинник.


Другие записи: