Поиски источника внутриутробного инфицирования плода нередко затруднены, особенно, если мать считается практически здоровой и источник инфекции локализуется скрыто в половых органах женщины. Так, Н. Ritschel списывает случай, когда туберкулезный очаг поражения в плаценте был обнаружен на 2000-м серийном срезе ее, производимом в диагностических целях.
В связи с изложенным нередко дискутируется вопрос о возможности скрыто протекающих туберкулезных поражений половых органов у женщин, больных туберкулезом различной локализации. В этом отношении интересны данные J. Viallier et al. (1971), которые в поисках скрыто протекающего туберкулеза половых органов произвели исследование менструальной крови 115 женщин в возрасте от 15 до 56 лет с различной локализацией туберкулезного поражения.
На основании проведенного исследования авторы пришли к выводу, что у больных легочным туберкулезом женщин при отсутствии туберкулезного поражения половых органов менструальная кровь не содеряшт микобактерий. Весьма интересны имеющиеся в литературе единичные описания врожденного туберкулеза у детей, родившихся от здоровых матерей [Кисель А. А, 1924; Раданов Р, 1967 и др.]. Размышления над вопросом об источнике внутриутробного инфицирования плода, если таковое действительно имеет место в период его развития в организме матери, неизбежно приводят к заключению, что единственная возможность инфицирования может идти только из организма матери. Л, следовательно, туберкулезная инфекция должна присутствовать в нем либо постоянно, либо периодически и вполне возможно, что ее присутствие осуществляется в каких-то еще неизвестных пам и недоступных для выявления имеющимися в нашем распоряжении методами формах.
В связи с этим очень интересно сообщение С. И. Автократовой, описавшей случай врожденного туберкулеза у ребенка, погибшего в возрасте 3 недель от милиарного туберкулеза и казеозной пневмонии. Обследование матери до родов и повторно после родов не выявило у нее никакой патологии. Генез данного заболевания автор объясняет тем, что во время беременности мать имела частый контакт с больной активным туберкулезом родственницей, что послужило, по мнению автора, возможным источником туберкулезной бактериемии у практически здоровой матери и оказалось достаточным для развития заболевания у плода.