Разграничение национализации земли и формы землепользования

Однако на первых порах местные советские органы не сумели правильно разграничить национализацию земли и формы землепользования. В отдельных случаях делались попытки ликвидировать все нетрудовые хозяйства и передать все их имущество в распоряжение земельных комитетов для распределения среди трудящихся. Так, в директиве Комиссара Туркестанского края о порядке проведения земельной реформы, изданной в феврале 1918 года, указывалось: «Все земли нетрудовых хозяйств со всеми сельскохозяйственными постройками, с живым и мертвым инвентарем, со всеми запасами сельскохозяйственных продуктов и материалов, воды местного значения и леса переходят в ведение местных комитетов». Эта директива содержала неправильные положения, она была отменена. Дело в том, что и в центре России при проведении национализации земли были ликвидированы лишь помещичьи хозяйства, но не все нетрудовые хозяйства. Капиталистические хозяйства кулаков до поры до времени подлежали ограничению и вытеснению, а не ликвидации. В Казахстане данный вопрос обстоял еще сложнее. Специфика здесь заключалась в том, что нельзя было сразу же ликвидировать не только кулацкие и байские хозяйства, но и крупные скотоводческие хозяйства полупомещичьего типа — баев-полуфеодалов, опиравшихся на так называемое общинно-родовое землепользование. Требовалось подготовить необходимые условия — провести передел сенокосных и пахотных угодий, организовать территориальное землепользование на трудовых началах, а затем конфисковать хозяйства крупных баев-полуфеодалов и тем самым ликвидировать докапиталистические, патриархально-феодальные отношения в Казахстане. Кроме того, своеобразие и сложность земельных отношений в Казахстане усугублялись ранее существовавшими колониальными факторами. В руках русского кулачества находились земли, отторгнутые у казахов, особенно земли, перешедшие к кулакам во время массовых откочевок казахов в результате подавления восстания 1916 года. Только после упрочения Советской власти в Казахстане можно было окончательно выкорчевать все следы былого колониализма.

В этот же период Советы создали первые очаги социалистического производства в деревне — совхозы и колхозы (коммуны). По распоряжению Совнаркома Туркестанского края были национализированы имения крупнейших капиталистов Семиречья братьев Ивановых «Капланбек» и «Кексай», на базе которых были организованы совхозы.

В Семипалатинской области группа петроградских рабочих в числе 200 семейств образовала при содействии В. И. Ленина первое Российское общество землеробов-коммунаров, организовала первые коллективные хозяйства в Казахстане. Первые советские сельскохозяйственные коммуны, создавшиеся из рабочих Невской заставы — обуховцев и семянниковцев — была одной из ярчайших страниц героической борьбы русских рабочих в Казахстане за новый социалистический уклад хозяйства. Коммуна явилась первым опытом по созданию образцовых ячеек социалистического земледелия, ростком нового, который взлелеяли первые энтузиасты социалистического строительства.

Н. К. Крупская в статье «О собирании материалов к 20-летию Советской власти» подробно описывает это героическое движение рабочих Петрограда за организацию социалистического земледелия в Казахстане. Она вспоминает, с каким вниманием В. И. Ленин отнесся к инициативе питерских рабочих и поддержал их начинание. В. И. Ленин распорядился обеспечить их перевозку, выдать им 200 военных палаток, 6 военных кухонь, хлебопекарни, снабдить оружием для защиты от кулачества и т. д. «Прибыв на место, рабочие принялись за организацию коммуны. Трудности были исключительные. Обработка земли была трудна, главное — не хватало тягловой силы, было только 18 лошадей. Коммунары впрягались другой раз сами, даже женщины, которые особо горячо взялись за организацию коммуны». Рабочие коммунары. вели революционную пропаганду среди крестьян и борьбу против ожесточенного сопротивления классовых врагов — кулаков и белогвардейцев. Местная крестьянская беднота сочувствовала коммунарам, помогала им пахать землю и прочее. А кулацкие элементы и белогвардейцы своими зверствами пытались сорвать почин коммунаров. «Кулачье находило крепкую поддержку со стороны казачества,— пишет Н. К. Крупская,— сплошь жившего по одну сторону Иртыша. 1918—1919 годы были годами острой гражданской войны. Коммунары подвергались постоянным погромам, нападениям. Наконец, 15 сентября 1919 года колчаковцы захватили 28 коммунаров, в том числе Василия Грибакина (председателя Обуховской коммуны) и Петрова (председателя коммуны семянниковцев), увезли их, а потом изрубили в куски».


Другие записи: