Можно было бы привести десятки аналогичных фактов, но и этих вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что феодально-байские верхи и националистическая интеллигенция сыграли предательскую роль в восстании 1916 года в упомянутых выше областях, как и в других районах Казахстана. Амангельды Иманов

Своей кульминации восстание 1916 года достигло в Тургайской области, где выступления трудящихся казахов против царских властей слились с борьбой казахского населения Акмолинской и других областей края. Восстание в Тургайской области отличалось наибольшей организованностью и силой сопротивления масс царским войскам, и оно было более длительным и упорным, чем в других районах Казахстана. Одним из выдающихся руководителей восстания в этой области являлся Амангельды Иманов.

Можно было бы привести десятки аналогичных фактов, но и этих вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что феодально-байские верхи и националистическая интеллигенция сыграли предательскую роль в восстании 1916 года в упомянутых выше областях, как и в других районах Казахстана. Амангельды Иманов

Родился Амангельды Иманов в 1873 году в местности Терис-Бутан Кайдаульской волости Тургайского уезда, вырос в бедной казахской семье. Его отец, Удер-бай Иманов, был таким же бедным казахом, как и многие тысячи других. Амангельды рано лишился своих родителей. Отец умер, когда ему исполнилось семь лет, а мать — когда ему было тринадцать лет.

Детство и юность Амангельды провел в Тургайской степи. Здесь он общался с людьми труда и сам работал у баев батраком, видел нищету, темноту и бесправие аульной бедноты. Еще юношей он наблюдал рост недовольства и возмущения народных масс и возненавидел классовый и национальный гнет.

Годы юности Амангельды Иманова совпали с одним из мрачных периодов истории России. Царское правительство после убийства народовольцами в 1881 году царя Александра II жестоко подавляло всякое проявление недовольства самодержавием, всеми мерами старалось укрепить свое господство на колониальных окраинах России, в том числе и в Казахстане, при помощи полицейско-чиновничьего аппарата. В 1891 году царское правительство издало закон, который еще больше усилил власть волостных управителей и аульных старшин над казахским населением. Они получили право распоряжаться кочевьями, составлять податные списки, раскладывать кибиточную подать и т. д. С изданием закона было связано также усиление налогового бремени, которое являлось одной из причин разорения бедноты, роста классового расслоения в ауле. Трудящиеся-скотоводы страдали не только и не столько от несправедливостей, допускаемых при раскладке «государственных налогов», сколько от всякого рода сборов, взимаемых волостными управителями и аульными старшинами в свою пользу. Царизм, действуя по принципу «грабь и давай грабить другим», представлял им широкие возможности грабить свой народ. Царскому правительству нужно было подкармливать имущую верхушку казахского аула, сделать ее послушным орудием своей колониальной политики. Более того, царизм попустительствовал тем бесчисленным злоупотреблениям властью и обирательству, которые сделали для себя правилом уездные и волостные начальники и аульные старшины.

Колониальная фискальная политика царизма, способствовавшая усилению эксплуататорской, паразитической верхушки казахского общества и обнищанию бедноты, еще больше усиливала ненависть Амангельды к царизму и эксплуататорским слоям аула.

В эти годы усиливалась также и торгово-капиталис-тическая эксплуатация кочевника по способу первоначального накопления, в основе которого лежал принцип неэквивалентного обмена. Проникновение в казахскую степь торгового капитала и рост торгово-ростовщической эксплуатации кочевника своими и чужими торговыми капиталистами тяжело отражались на положении трудящихся казахов и способствовали обострению классового противоречия в ауле.

Амангельды Иманов видел и наблюдал такие явления, как захват феодально-байской верхушкой аула обширных участков и сосредоточение в ее руках земель, скота и другого имущества, экспроприация земли у казахских трудящихся царскими властями, налоговый пресс, торгово-ростовщическая эксплуатация рядовых скотоводов и т. д. Все это, конечно, не могло не сказаться на формировании его мировоззрения. Амангельды хорошо понимал, что все эти факторы являются основными источниками роста имущественного неравенства между различными слоями казахского общества и усиления расслоения и классового противоречия среди аульного населения.

Амангельды Иманов рано стал задумываться над окружающей его действительностью. Он не раз выступал против произвола и насилий царских чиновников и феодально-байской верхушки аула. Все современники и соратники Амангельды дают ему высокую оценку, называют его честным и отважным человеком, который не хотел терпеть унижения и байского гнета. В своем воспоминании об Амангельды Алиби Джангильдин пишет, что «дед Амангельды, Иман, был известен в свое время как батыр, мужественный заступник угнетенных, как человек, который стоял за правду, и в борьбе за нее не отступал ни перед чем. Образ старого Имана ярко запечатлелся в сердце внука, который присоединил к своему имени имя деда. Отсюда и фамилия — Иманов».

Высокие моральные качества Амангельды Иманова отмечают народный акын Абжан Кундузбаев, сражавшийся в рядах тургайских повстанцев, руководитель одного из отрядов Амангельды Капранбай Малшин, Акмолда Нуркамысов и многие другие.

На формирование Амангельды Иманова как борца за интересы трудящихся казахов и руководителя восстания 1916 года в Тургайской области определенное влияние оказали первая русская буржуазно-демократическая революция 1905—1907 гг., стачечная борьба рабочих Оренбурга, Караганды, Петропавловска и других промышленных центров края.

Различными путями доходили до Амангельды Иманова идеи большевизма. Он общался с рабочими-казахами—участниками забастовок, знал о выступлениях большевиков Виноградова и Голованова на собраниях, посвященных выборам в Государственную думу.

Еще в 1905 году в Троицке возникла социал-демократическая группа, которая была связана с большевиками Екатеринбурга (ныне Свердловск), Оренбурга и Уфы и получала оттуда политическую литературу. Троицкие большевики установили тесную связь с Ку-станайской группой большевиков.

Кустанайские большевики распространяли среди казахского населения уезда, в том числе и в ауле, где жил Амангельды, нелегальную политическую литературу и пропагандировали большевистские идеи. В пропаганде революционных идей среди казахского населения активное участие принимали сочувствовавшие большевикам казахские учителя Спандияр Кубеев, Бейсенов, Раимбаев. Они переводили на казахский язык революционные листовки, с которыми знакомился и Амангельды Иманов. В этих листовках большевики разъясняли отдельные лозунги партии, разоблачали царское самодержавие, как общего врага всех народов России, разъясняли суть ленинского разрешения национального и земельного вопросов.

Амангельды Иманов — будущий руководитель восстания 1916 года на обширной территории Тургая — получил боевое крещение в столкновениях с волостными управителями, аульными старшинами и феодально-байскими элементами.

Горячая любовь к народу, чувство ненависти ко всякому гнету и насилию над трудящимися сделали его революционером. Он посвятил всю свою сознательную жизнь делу борьбы против самодержавия и баев, делу освобождения казахского народа от гнета и эксплуатации.


Официальный сайт прямого поставщика в одессе kkmarket.com.ua.
Другие записи: