В конце марта 1917 года Временное правительство опубликовало заявление о самоопределении народов. В Казахстане, как и на других национальных окраинах, это заявление было подхвачено верхушкой буржуазно-националистической интеллигенции, тесно связанной с комиссарами Временного правительства, большинство которой состояло из кадетов и эсеров. Заявление буржуазного Временного правительства было чистейшей декларацией. Временное правительство, несмотря на свои декларации, насыщенные «революционно-демократическими» фразами, в области национального вопроса продолжало, как отмечалось выше, политику царского правительства. Оно не было в состоянии разрешить по-настоящему национальный вопрос, ибо ставило целью сохранение власти над национальными окраинами.
Наличие такой власти являлось необходимым для экономической мощи и классового господства буржуазии, как необходимой для той же цели была и дальнейшая империалистическая экспансия.
О том, как Временное правительство через своих комиссаров на местах продолжало царскую колонизаторскую политику в Казахстане, свидетельствует факт, что и при этом правительстве в силе оставались царские законы, рассматривавшие трудящихся казахов как бесправных людей. Последние по-прежнему были лишены права обучать в школах своих детей на родном языке.
Февральская революция не могла положить конец грабежу и притеснениям трудящихся аула со стороны колонизаторов. Наоборот, дикий разгул кулачества, разнузданное бесчинство местной администрации, бесцеремонной грабеж, насилия и притеснения со стороны баев — все это приняло еще более широкий размах и с невиданной силой обрушилось на трудящихся аула. Один из участников восстания 1916 года Тайшим Урусов в своем воспоминании о притеснениях баями трудящихся казахов после Февральской революции пишет: «В марте 1917 года нас выпустили из тюрьмы. Вернувшись домой, мы занялись своим хозяйством, чтобы хоть частично восстановить его. Когда зазеленели посевы наши, туда прикочевали баи. Хотя царя уже не было, но сила и богатство остались по-прежнему у баев. Это чувствовали баи. Баи пустили скот на наши посевы. Весь труд наш пропал даром, земля стала черной. Баи стали требовать выплаты «куна» за шесть убитых баев. Их требование поддерживалось властями, а за уничтожение посевов никого не собирались наказать. Пришлось подчиниться»1.
Как известно, в 1916 году в результате карательных мер царского правительства в отношении участников восстания большое количество казахов ушло за пределы Казахстана. Их земли были захвачены кулаками-колонизаторами. После Февральской революции 1917 года откочевщики начали возвращаться домой, органы буржуазного Временного правительства всячески препятствовали их возвращению в прежние волости. Среди беженцев начались голод и эпидемические заболевания.
Цветовая гамма травертина www.travertin.ru.