Русское кулачество в Казахстане по-своему восприняло Февральскую революцию и по-своему решило ею воспользоваться — открыто и бесцеремонно грабить казахское население. Временное правительство не только не преследовало эти преступления колонизаторов, но своей великодержавной национальной политикой всячески поддерживало этот дикий кулацкий произвол.
В мае 1917 года специальная комиссия, созданная Туркестанским краевым Советом рабочих и солдатскихдепутатов, провела проверку жалоб, поступавших в Совет от казахов Семиреченской области, на притеснения их органами Временного правительства.
Комиссия установила вопиющие факты насилий и издевательства над казахским населением со стороны местных властей и кулаков, действовавших совместно с органами Временного правительства. Но Временное правительство не сочло нужным считаться с выводами комиссии. Более того, председатель комиссии по распоряжению областного комиссара Временного правительства Шкапского был арестован и выслан за пределы Семиреченской области.
Приведем еще некоторые документы, свидетельств вующие о произволе и издевательствах над населением со стороны чиновников Временного правительства, кулачества, феодально-байских и других реакционных элементов. В ауле Токтамыс бедная вдова Бибаш Ис-басимова в своем заявлении на имя начальника Ман-гышлакского уезда спрашивала: «Почему аульный старшина Издумай Иманбаев требует с меня одну лошадь на нужды войны? Заявляю, что по приговору десятников якобы постановлено взыскать с меня 1 лошадь, а между тем в приговоре десятников она не значилась, и, кроме меня, есть много богатых. . . ». В ауле 1 того же уезда у бедняка Салынбаева аульный старшина требовал единственную его лошадь на нужды войны. Аульная беднота, вымученная произволом, выступила в его защиту.
Участники собрания Уфимского гарнизона в телеграмме комиссару Временного правительства по Семиреченской области требовали немедленного прекращения насилий над казахским населением. В телеграмме говорилось: «Солдаты-мусульмане Уфимского гарнизона в числе 800 человек на собрании от 29 мая [1917 года] постановили: просить вас принять решительные меры по немедленному прекращению зверств-насилий над киргизами, возвращению им награбленного имущества, в оказании помощи»3.
Требования солдат Уфимского гарнизона о прекращении произвола и насилий над казахским населением говорят о том, что преступления органов Временного правительства на местах приняли настолько широкий размах, что о них знали далеко за пределами Казахстана.