Наиболее выраженный неспецифический продуктивный диффузный процесс развивается у животных, заражённых М. phlei и М. scrofulaceum. При этом у животных возникает волнообразнопротекающая пптерстициальпая продуктивная пневмония с развитием диффузного склероза и эмфиземы. Специфические же изменения у экспериментальных животных имеют противоположную зависимость: в наибольшей мере они развиваются у животных, зараженных М. avium. Второе место по степени выраженности туберкулезных изменений занимают животные, инфицированные М. kansasii. Самое слабое специфическое воспаление вызывают у животных М. phlei. Специфические и неспецифические изменения имеют волнообразное течение и обратную взаимосвязь: с усилением песпецифп-ческих реакций туберкулезные изменения уменьшаются, а с уменьшением неспецифического воспаления — усиливаются.
Ограниченное продуктивное неспецифическое и туберкулезное воспаление в ОТИ у высокочувствительных к туберкулезу морских свинок является «малым воспалением», свидетельствующим о наличии «малой болезни» у практически здоровых инфицированных людей и экспериментальных животных. Указанные варианты «малого воспаления» могут быть отнесены к неспецифической и специфической фазам морфологических реакций иммунитета, возникающих в инфицированном организме.
Сопоставляя характер патоморфологических реакций в легких лиц-носителей ОТИ с полученными результатами контрольных экспериментов, можно сделать заключение, что «малая болезнь» у здоровых людей, как и в эксперименте, протекает волнообразно с формированием в легких ОТИ, имеющих различную давность и различную степень заживления.
У лиц-носителей ОТИ «малая болезнь» может поддерживаться длительным персистированием пигментированных вариантов микобактерии туберкулеза, близких к их атипичным формам. У животных подобные изменения возникают в ответ на инокуляцию субстрата ОТИ, содержащего пигментированные варианты микобактерии туберкулеза.
Таким образом, при персистироваиии пигментированных форм микобактерии туберкулеза в ОТИ человека преобладают тканевые реакции иммунитета, которые приобретают неспецифический ограниченный продуктивный характер. При этом сохраняются некоторые признаки (кальцинированный казеоз, лимфогематогенное распространение процесса) туберкулезного воспаления.
Наличие выраженных неспецифических реакций в условиях переживания пигментированных форм микобактерии может иметь значение для дифференциальной диагностики и объясняет неэффективность противотуберкулезной терапии у ряда больных.
Явление L-трансформации вакцины BCG в организме вакцинированных детейПротивотуберкулезная вакцинация играет важную роль в системе мер борьбы с туберкулезом. За годы, прошедшие с момента введения в практику здравоохранения предложенной A. Calmette и С. Guerin (1914—1921) живой ослабленной вакцины BCG (Bacillus Calmette-Guerin), противотуберкулезная вакцинация достигла больших успехов и в значительной мере способствовала снижению заболеваемости и смертности от туберкулеза [Митинская Л. А., 1966, 1969; Тогунова А. И, 1967, 1969; Ефимова А. А., 1968; Авербах М. М., Литвинов В. П., 1970; DArcy Hart P., Sutherland J., 1968; Bernard E., 1969; Ironside A. G., 1971].
В настоящее время вакцинация широко применяется более чем в 90 странах мира. Плановый характер противотуберкулезных мероприятий и их финансирование за счет государственных средств обеспечили создание четкой всеобъемлющей системы вакцинации, позволяющей ежегодно вакцинировать до 1. 7 млн. человек и охватывать вакцинацией 97, 5% новорожденных детей [Митинская Л. А., Лебедова Л. В., 19721.
Вакцинные штаммы являются по своей природе качественно измененными штаммами патогенных бактерий, практически авирулентными, но иммуногенными, с закрепленными наследственно новыми свойствами. Вызываемый ими иммунитет есть результат ограниченного, но вполне определенного размножения ослабленных микробов в организме вакцинированного человека или животных и их взаимодействия с макроорганизмом.
В результате всестороннего изучения вакцинного штамма BCG [Тогунова А. И., 1926—1955; Тарасевич Л. А., и др., 1927; Tory-нова А. И.и др., 1929—1965; Цехновицер М. М., 1929; Кричев ский Н. А., 1931; Вейсфейлер Ю. К., 1948; Розенберг Л. М., и др., 1968; Pierce С. Н. et al., 1953, 1956; Zapf К., 1958, 1959] было показало, что вакцина BCG обладает иммуиогеппыми свойствами, не вызывает патологических изменений в организме экспериментальных животных и что вакцинный процесс при введении BCG имеет обратимый доброкачественный характер.
В отличие от A. Calmette и С. Guerin отечественные исследователи [Тогупова А. И., 1926—1932; Цехповицер М. М., 1926, 1929; Крпчевский П. Л., 1931] показали, что вакцинный штамм BGG сохраняет остаточную вирулентность. Именно эта остаточная вирулентность и лежит в основе иммуногенных свойств вакцины, обусловливая ее способность приживаться в организме животного и вызывать тканевые реакции, характерные для процесса иммуногенеза.
Показателями напряженности противотуберкулезного иммунитета в вакцинированном организме человека и животных являются высеваемость микобактерий BGG из лимфатических узлов и органов; параспецифические морфологические реакции (усиление лимфоидной инфильтрации и гиперплазии ретикулярных и эндотелиальных элементов); появление ограниченного продуктивного туберкулезного воспаления, склонного к заживлению; аллергические туберкулиновые реакции; некоторые клинико-лабораторные данные и ряд других показателей.