Одной из характерных особенностей социального развития казахского аула в начале XX века являлось наличие в нем пережитков общинно-родового быта, которые оказывали большое влияние на хозяйственную и политическую жизнь населения. Они накладывали сильный отпечаток и на порядок землепользования и землевладения среди казахов. Поэтому, чтобы понять своеобразие социально-экономических отношений в ауле того периода, необходимо уяснить себе сущность казахского общинно-родового быта. Черты родового быта сказывались в том, что казахи северных, восточных и частично южных областей Казахстана причисляли себя к Среднему жузу, к наиболее крупным его племенам керей, аргын, кыпчак. Аналогичное положение было и в других областях.
Родовые пережитки находили свое выражение далее в том, что объединение нескольких аулов считалось подразделением определенного рода, носило родоплеменное название. Каждый казах принадлежал к определенному роду, имя которого он знал уже с раннего детства. Считалось неприличным знатному человеку не знать своих семи «отцов».
Вся жизнь казаха была связана с родовым бытом. Лица, принадлежавшие к одному роду, считались между собой родственниками (тускан — единоутробный), и члены одного рода не вступали между собой в брачный союз. Например, родственными родами считались тней, киикши, токал тней, которые входили в большое казахское племя конрат. Браки между членами перечисленных родов были запрещены. Члены этих родов могли брать женщин из других родов конрата: божбан, жетимдер, мангитай, сангил и др. Они брали в жены также из родов, входивших в такие племена, как аргын, найман, кипчак, керей Среднего жуза, дулат, кангли, уйсун Старшего жуза и т. д. Основным условием допустимости того или иного брака являлась родовая принадлежность. Если брачащиеся казахи принадлежали к разным родам, брак считался возможным. Счет родства велся по отцовской линии. Дети принадлежали к роду отца. Поэтому, например, браки между детьми родных братьев не допускались, так как при этом брачащиеся оказывались из одного рода.