Воспоминания первого директора совхоза «Баталинский» П. Демьянко о целинной эпопее в Орджоникидзевскоч районе

5 ноября 1987 г.

Навечно осталась в памяти бурная весна 1954 года, всколыхнувшая людским паводком, целинным энтузиазмом весь Казахстан, когда после решения февральского, мартовского Пленума ЦК КПСС, принявшего постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель» началось наступление на веками молчавшую степь.

Эшелоны с молодежью прибывали со всех концов страны, как на фронт. Большие и малые железнодорожные станции и разъезды северного Казахстана, ранее совсем безвестные, стали пунктами сосредоточения техники, людских и материальных ресурсов, которые по мере их поступления направлялись по назначению к местам строительства центральных усадеб совхозов. Непрерывно, нарастающим потоком с середины марта начали поступать тракторы, почвообрабатывающие машины, плуги, дисковые лущильники, бороны и сеялки, автомобили грузовые, бензовозы и бензозаправщики, вагончики для жилья и палатки, которые немедленно заселялись первоцелинниками.

Техника и люди направлялись к местам организации совхозов.

А в Москве и Алма-Ате происходил отбор и назначение директоров и главных специалистов совхозов, вожаков партийных и профсоюзных организаций. Министерство совхозов СССР создало специальный штаб по отбору специалистов. Комнаты штаба напоминали вокзальные помещения, столько в них толпилось народу… Тут же в коридорах Министерства в перерывах между беседами будущие директора подбирали себе специалистов.

Вот и в этот штаб после трехмесячных курсов повышения директоров совхозов 4 марта 1954 года прибыл и я с группой товарищей, учившихся со мной в г. Горьком. 6 марта 1954 года я получил на руки выписку из приказа по Министерству совхозов СССР № 179-К. В ней было написано: «Назначить и. о. директоров зерновых совхозов, организуемых на целинных и залежных землях Казахской ССР…

§ 3. Демьянко Петра Павловича – и. о. директора зернового совхоза «Магнитный» Орджоникидзевского района Кустанайской области, освободив его от должности директора совхоза «Посевной» Сталинградской области».

Получив этот приказ, карту землепользования совхоза «Магнитный» и бронь на железнодорожный билет, я направился получить аванс, нужно было следовать в совхоз, где я работал, чтобы сдать его, собрать нужные вещи и ехать в Кустанай, к месту постоянной работы. В коридоре встретил группу людей. Заговорил с ними. Оказалось, что это группа инженеров из Одесской области, прибывших получить назначение во вновь организуемые совхозы на целине. Как-то так получилось, что выбор мой пал на молодого, энергичного на вид мужчину крепкого телосложения. Договорились, что он поедет со мной в Кустанайскую область главным инженером совхоза «Магнитный». Это был Владимир Александрович Кулиш, работавший последние годы своей жизни директором Орджоникидзевского треста совхозов.

Вместе мы вернулись в комнату, где оформлялось назначение, попросили ускорить дело, к концу рабочего дня получили положенный аванс и разъехались по своим старым местам работы, но договорились не позже 20 марта быть в Кустанае.

В этот же день получил назначение и другой директор нового целинного совхоза, организованного в Орджоникидзевском районе, Кухтин Федор Павлович.

20 марта мы с Владимиром Александровичем прибыли в Кустанай. Нашли себе главного агронома, главного бухгалтера и начали получать, комплектовать все необходимое, чтобы выезжать к месту работы – получать технику, встречать, принимать и устраивать людей… Готовиться к подъему целины. К этому времени совхоз «Магнитный» переименовали в совхоз «Баталинский».

К концу марта было кое что подготовлено. Обстоятельства требовали выезда к месту организации совхоза. Но нужно было лететь или ехать в Алма-Ату для утверждения в должности директора совхоза. Это отбирало какое-то время.

И вот, где-то в конце марта, когда собралось уже большинство директоров совхозов, нас приняли первый секретарь Кустанайского обкома Компартии Казахстана Храмков Иван Петрович и министр совхозов Казахской ССР Власенко. Не помню, кто был из ЦК КП Казахстана. Он сообщил, что в ЦК КП Казахстана мы не поедем, нужно как можно быстрее выезжать на места. Период организации совхоза вне его расположения закончился, начинался период непосредственной работы на месте. И вести её нужно [было] так, чтобы со сходом снега приступили к пахоте целины. После этого совещания мы выехали в свои совхозы и прибыли к месту 1 апреля.

Период, последняя декада марта и апрель 1954 года, по сроку короткий. Но как он [был] богат событиями, как он был труден. Нужно было успеть подготовиться принять прибывших людей, создать бригады и своевременно приступить к пахоте. Подготовка была проведена и после 1 мая совхозы уже пахали целину полным ходом.

Неоценимую помощь в первый период организации совхозов, начала работы по подъему целины оказывали нам районные партийные и советские органы. Но величайшую помощь и совет мы получили от уполномоченного ЦК КПСС в лице Рогинца Михаила Григорьевича. Он осуществлял непосредствешгую связь переднего края – подъема целины и наступления на целину – с республиканским штабом ЦК КП Казахстана.

Все нужды совхозов, все вопросы, неразрешимые на местах, оперативно решались в пользу целины через вышестоящие партийные и советские органы при большом участии уполномоченных ЦК КПСС.

Весной 1954 года у нас в районе было организовано три целинных совхоза: «Баталинский», «Орджоникидзевский», «Комаровский». Но все лето велась подготовка к организации дополнительных совхозов. Осенью 1954 года организовались в нашем районе совхозы «Приреченский», имени Свердлова, Некрасова и отошедшие потом в Камышнинский район совхозы имени Алтынсарина, Горького, Фрунзе, Пушкина, Клочкова.

Так началась целинная эпопея в Орджоникидзевском районе.

Первый директор совхоза «Баталинский» П. Демьянко.

Газ. Знамя труда. 1987, 5 нояб.


Другие записи: