ДОЛЖАНСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Николай Должанский родился в 1917 году в селе Зеренда Кокчетавской области. После окончания школы работал техником Главного дорожного управления в Алма-Ате и одновременно учился в аэроклубе. В 1940 году был призван в Красную Армию и зачислен курсантом Чкаловско-го военного авиаучилища.

Первый боевой вылет молодой летчик-штурмовик Должанский сделал 5 июля 1943 года. В начавшейся в тот день битве 165-й гвардейский штурмовой авиаполк, в который незадолго до этого прибыл Должанский, должен был действовать против южной половины гигантских клещей фашистов, мечтавших о «немецком Сталинграде» на Курской дуге.

Двенадцать «илов» поднялись с аэродрома и направились в район Томаровки; туда нацелилось острие клина немецких танков и мотопехоты, наступавших на Белгородско-Курском направлении. Как и следовало ожидать, на подходе к цели наши штурмовики встретились с десятком вражеских истребителей, прикрывавших свои войска. Опыт ведущего и решительные действия всей группы помогли отразить атаки «мессеров» и «фоккеров». Должанский, занимавший место ведомого в правом звене, активно участвовал в этой воздушной схватке. Пулеметно-пушечными очередями он подбил вражеский истребитель и спас своего ведущего от серьезной опасности. Группа построилась в круг и, нанеся мощный бомбовой удар по танкам и пехоте противника, без потерь вернулась на аэродром.

Осенью, когда наша армия, разгромив лучшие дивизии вермахта у Орла и Белгорода, вышла к Днепру и с ходу форсировала его, гвардейцы-штурмовики майора Рассмот-рова с воздуха поддерживали части 1-го Украинского фронта. 18 сентября — в день форсирования Днепра севернее Киева — 18 «илов» получили приказ нанести штурмовой удар по обороне врага в районе Качев, Колесище. На этот раз штурмовики совершили так называемый звездный налет на боевые порядки противника, подойдя к цели с тыла. Удар оказался эффективным: только один Должанский в этом бою подавил 3 зенитки, взорвал дзот и уничтожил около двадцати гитлеровцев.

Однажды группу штурмовиков встретило две восьмерки немецких истребителей. Одна сковала истребителей сопровождения, а другая обрушилась на «илы». Машину Дол-жанского, занимавшего место замыкающего, атаковали три «Ме-109». Но численное превосходство не помогло противнику: стрелок своевременно открыл огонь и сразил одного «мессершмитта», а Должанский подбил другого. Так же решительно действовали экипажи других «илов», и группа, отбив воздушную атаку, сбросила свой смертоносный груз. 8 танков и 19 автомашин вывели из строя штурмовики, рассеяли до восьмидесяти солдат и офицеров противника.

ДОЛЖАНСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

54 боевых вылета совершил лейтенант Должанский во время битвы за Днепр, за освобождение Киева. Его машина появлялась над Букрином, Чернышами, Пищальниками, Пивцами, Липовым Рогом, Пущей Водицей и Васильковым. И каждый вылет — это титаническое напряжение физических сил, нервов и воли. Смерть десятки раз казалась неизбежной, но он отводил ее своим летным мастерством, волей несгибаемого борца, коммуниста-патриота. Вскоре Должанский назначается командиром звена.

К осени 1944 года Николай Иванович Должанский совершил 113 успешных боевых вылетов. За проявленные при этом мужество и отвагу 26 октября 1944 года в дополнение к двум орденам Красного Знамени и ордену Отечественной войны I степени Родина украсила его грудь орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».


Другие записи: