ДЬЯЧЕНКО ИВАН МИХАЙЛОВИЧ

Иван Дьяченко родился в 1921 году в селе Ново-Петропавловка Атбасарского района Акмолинской области в семье крестьянина-переселенца. В августе 1940 года после окончания Орского аэроклуба был призван в Красную Армию и направлен в Чкаловское авиаучилище. В мае 1942 года прибыл на Западный фронт в качестве лет-чика-штурмовика. Позже командиром звена и эскадрильи воевал в составе войск Юго-Западного, 3-го Украинского и 3-го Прибалтийского фронтов. Награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского. В 1943 году принят в члены партии. После окончания войны учился, затем преподавал в Военной академии. В 1962 году полковник И. М. Дьяченко по болезни ушел в отставку и в том же году умер.

Ко времени Курской битвы Иван Михайлович Дьяченко уже в совершенстве владел самолетом-штурмовиком и по праву считался первоклассным специалистом по радиосвязи. Выполняя боевые задания, он наносил меткие удары по живой силе и технике противника, служил образцом для всех летчиков руководимых им групп.

6 июля 1943 года группа «илов» во главе с Дьяченко получила приказ рассеять немецкую автоколонну, двигавшуюся по шоссе Харьков — Белгород. Несмотря на сильное прикрытие колонны зенитными средствами, группа блестяще справилась с задачей. Только ведущий уничтожил три автомашины. Затем, появившись над вражеским аэродромом в Бондаревке, Дьяченко пулеметно-пушечными очередями сбил «Хейнкель-111» в воздухе и два других самолета поджег на земле.

Счет истребленной живой силы и уничтоженной боевой техники возрастал с каждым вылетом. Только за один из трех боевых вылетов, совершенных 9 сентября, он пополнился четырьмя паровозами, двумя вагонами и двумя автомашинами, уничтоженными на дороге Барвенково — Близнецы. Однажды шестерка штурмовиков, возвращаясь с боевого задания, встретилась с восемью истребителями противника. На Дьяченко, шедшего ведущим, набросились два «Ме-109» и два «ФВ-190». Всего 10 минут продолжался неравный бой. Но каждая из десяти минут сотни раз могла оборвать жизнь пилота. У его самолета оказались пробитыми плоскости, повреждены пневматика, руль глубины, было множество более мелких повреждений. Но победителем из боя вышел все же советский ас. Он сбил «мессершмитта», воздушный стрелок — «фоккера», а остальные ушли, решив не испытывать свою судьбу. Иван Михайлович довел свою изрешеченную машину до аэродрома.

В другой раз осколком зенитного снаряда был пробит маслорадиатор в его самолете. Только прекрасные качества «ила» да выдержка и мастерство его пилота позволили выполнить боевую задачу и удачно посадить машину в двух километрах от переднего края обороны. 100 боевых вылетов совершил к ноябрю 1944 года наш земляк капитан Дьяченко. 3 самолета, 6 танков, 5 полевых орудий, бензохранилище, склад с боеприпасами, множество другой боевой техники и до роты солдат уничтожил он своими штурмовыми ударами.

За геройство и отвагу в боях с воздушным и наземным противником, за умелое руководство эскадрильей Президиум Верховного Совета СССР Указом от 18 августа 1945 года присвоил командиру авиаэскадрильи 237-го штурмового авиаполка Ивану Михайловичу Дьяченко звание Героя Советского Союза.


Другие записи: