Из доклада С. Т. Любимовой на Всесоюзном съезде работниц и крестьянок
12 октября 1927 г.
…Советская власть не только декретировала права женщин, но и принимает все меры к тому, чтобы помочь женщине — работнице и крестьянке этими правами воспользоваться, чтобы эти права провести в жизнь. В отношении женщин Востока есть целый ряд дополнительных законов, как, например, закон, карающий за дачу калыма, как закон, карающий за многоженство, за выдачу замуж малолетних, и другие.
Больше, чем где-либо, в восточных областях и республиках партия и Советы думают над тем, каким образом привлечь самих восточниц в судебные органы в качестве народных заседателей и судей, каким образом привлечь тружениц Востока к контролю за проведением законодательства, к непосредственной работе по проведению этих законов. В 1926 г. мы имеем уже больше 4000 народных заседательниц по 12 восточным областям и республикам.
Помимо этого на Востоке развертывается сеть юридических консультаций для того, чтобы женщине Востока было куда прийти получить справку, указание, разъяснение, к кому она должна обратиться за защитой своих прав.
Но самым крупным мероприятием последних лет, которое проведено в советских республиках, является создание специальных комиссий по улучшению труда и быта женщин Востока. Эти комиссии учреждены при всех центральных исполнительных комитетах союзных республик и при исполнительных комитетах автономных областей и республик.
Эти правительственные комиссии имеют право наблюдения за проведением в жизнь советского законодательства о труженице Востока, содействуют этому проведению, проявляют инициативу в проведении дополнений к имеющимся законам или в пересмотре существующего законодательства, если жизнь выдвигает необходимость эти изменения пересмотреть…
Задача, которую мы сейчас ставим,— это задача дальнейшего вовлечения работниц и крестьянок Востока в число народных заседательниц, в число постоянных работников судов, в те органы, которые следят за проведением советского законодательства в жизнь. Разъезжаясь со съезда, товарищи должны разнести весть о том, что во ВЦИКе вопрос о законодательстве по бытовым преступлениям на Востоке пересматривается в порядке, о котором здесь говорила т. Артюхина в отношении семейпо-брачного кодекса т. е. вопрос этот ставится на широкое обсуждение масс. Необходимо привлечь широчайшие женские массы восточных народностей к обсуждению этого проекта. Обсуждался также на широких крестьянских конференциях вопрос и о калыме в Туркменистане, где этот закон недавно снова пересматривался и принимался. Ставится вопрос о пересмотре законодательства в этой области и в Узбекистане. К этому большому делу выработки законодательства восточные труженицы должны быть привлечены так же, как и русские работницы и крестьянки, которые давали свои мнения и поправки к семейно-брачному кодексу…
Несколько слов о так называемом «Худжуме» — «Наступлении», атаке, которая проводится сейчас в Средней Азии. Ясное дело, что без необходимых предпосылок, которые сейчас уже имеются, этот «Худжум» нельзя было бы провести. Нельзя было бы провести его, не проведя предварительно земельной реформы, не проведя экономических мероприятий, не укрепив достаточно Советы, не выгнав из этих Советов всякого рода остатки старых чиновников, не создав достаточно крепких национальных кадров партии. Только после этого партия и Советы в Средней Азии нашли, что пришло время более твердо ударить по бытовым пережиткам в отношении к женщине. Партия и Советы в первую очередь привлекли к этой борьбе с калымом, затворничеством и прочими пережитками ответственных партийных [и] советских работников. «Худжум» — наступление на старый быт началось со снятия паранджи. Паранджу многие из вас видели на выставке съезда.
Этот костюм — не простое платье, как на всех нас, переменить его на другой — это не просто переменить одно платье на другое.
Это — костюм, который освящен вековыми религиозными установлениями, костюм, о котором муллы говорят, что каждый мусульманин должен следить, чтобы жены и сестры его в этом костюме ходили. И вот, несмотря на то, что религиозными установлениями этот костюм освящен, несмотря на то, что много еще у нас сторонников старого быта вроде мулл, баев, всякого рода кулаков, 90 тысяч узбечек эту паранджу, освященную вековыми установлениями, сбросили.
Сбросить паранджу — это значит порвать со старым бытом. Это значит поссориться с муллой, поссориться со всеми старшими людьми в семье и в квартале, это значит пойти наперекор всему старому. И не мудрено, что, когда 8 Марта многие узбечки собирались снять эту паранджу и об этом стало известно населению, муллы развили самую бешеную кампанию. Они говорили, что пришел конец света, что правоверных мусульман совращают неверные люди, что правоверному мусульманину жить невозможно, что, если женщины снимут паранджу, произойдет землетрясение. Одним словом, муллы развили бешеную кампанию, и не только словесную, а прибегали к запугиванию населения, говорили в мечетях, что, если вы откроете жен, мы вас не будем хороши!» по принятому религиозному обряду, отлучим вас от мечети и пр. Муллы доходили до того, что организовывали убийства женщин. За весенние месяцы было убито 14 узбечек из числа тех, которые сняли паранджу.
Но, несмотря на это, снятие паранджи выросло в такое большое движение, которое теперь не остановить. Кто поддерживал это движение, кто шел ему навстречу и помогал? Шла, конечно, крестьянская беднота, шли рабочие. Крестьянская беднота приезжала из многих кишлаков в партийные комитеты за советом и спрашивала: «Дайте нам человека, который бы разъяснил нам, как провести это снятие паранджи с наших жен». Так было в одном из кишлаков Ферганской области, где паранджами завалили два общественных сарая. Были случаи, когда паранджу сжигали на площадях, окруженных мечетями, на площадях, где муллы каркали о светопреставлении.
Снятие паранджи 90 тысячами узбечек говорит ярче всего за то, что со старым бытом покончено, что главные шаги в этом направлении сделаны. Как эти шаги ни были трудны для восточной женщины, но они пройдены женщинами Узбекистана. По их пути должны пойти труженицы остальных республик и областей…
В 11-ю годовщину Октября мы должны войти с еще большей нетерпимостью к тем бытовым пережиткам, которые продолжают действовать на Востоке, должны взять еще более твердую линию в борьбе с ними, организовав в этой борьбе не десятки и сотни тысяч, как к десятилетию, а миллионы восточных женщин.
К десятилетию Октября восточная женщина не только пришла к сознательной общественной жизни, она не только проснулась, вошла в органы управления страной, не только заняла место во всех областях нашего строительства, но в массе своей стала активным борцом за свое раскрепощение.
Если мы имеем ни с чем в прошлом не сравнимые достижения в раскрепощении женщин восточных народностей к десятилетию Октября, то нет никаких сомнений в том, что во втором десятилетии под руководством Советов и Коммунистической партии миллионы тружениц Востока придут к своему окончательному освобождению.
«Всесоюзный съезд работниц и крестьянок 10—16 октября 1927 года». Стенографический отчет. М., 1927, стр. 210—213, 217—219.