Существенные изменения произошли и в семейном строе населения аула. В дореволюционном казахском ауле сохранялись еще большие патриархальные семьи, в которых вместе с отцом жили два или три его семейных сына и вели совместное хозяйство, состоявшие, как правило, из трех поколений: со стариками родителями жили их семейные сыновья, неженатые сыновья и незамужние дочери.
Для колхозного аула характерной стала малая отдельная семья из двух поколений. Большинство вновь образующихся молодых семей стремятся завести самостоятельное хозяйство. Постепенное исчезновение больших патриархальных казахских семей происходило под влиянием колхозного строя, отмирания частнособственнического хозяйства. Колхозный строй, равноправное участие в общественном труде, зажиточная жизнь колхозников обеспечили материальную самостоятельность молодого поколения. Вновь образующимся молодым семьям оказываются поддержка и помощь колхоза, им нарезается новый приусадебный участок, помогают в строительстве дома.
Для характеристики современного семейного строя казахов необходимо сообщить о том, как изменилось понятие «глава семьи». В дореволюционном казахском ауле с его многочисленными пережитками патриархально-родовых семейных отношений глава семьи не только представлял семью перед аульной общиной, но и фактически главенствовал в ней, обладая неограниченной властью над членами семьи. В современном казахском ауле глава семьи так же, как и раньше, представляет семью перед обществом, на его имя записано все хозяйство данной семьи, и он несет за него ответственность перед органами власти, но не всегда он один решает семейные вопросы. В большинстве случаев важнейшие вопросы, затрагивающие интересы данной семьи, решаются коллегиально.
Формирование нового семейного строя в современном казахском ауле сопровождалось ликвидацией или отмиранием старых семейных устоев и обычаев. Постепенно исчезали многоженство, брак девушки с малолетним мальчиком (бесиккертпе), брак с похищением невесты, калым, леворот (принудительная выдача замуж вдовы за младшего брата умершего мужа), запрет называть по имени мужа и его старших родственников, запрет общения между невесткой и свекром.
Теряют практическое значение и встречаются как пережитки старого семейного быта такие родовые признаки, как запрет браков между лицами, принадлежащими к одному роду, родовое имя, обозначающее принадлежность к определенному роду, и т. д.
Характерны для современного быта казахов изменения, которые происходили и происходят в колхозном ауле в одежде и пище колхозников. Одежда, характерная для дореволюционного аула, постепенно стала исчезать. Традиционную казахскую одежду носят только представители старшего поколения. Молодое и среднее поколения одеваются так же, как и горожане, и стремятся не отстать от моды. Проводниками моды выступают сельская интеллигенция и приезжающие на каникулы студенты и городские гости. Правда, моды в ауле немного отставали от городских. Не прививалась одежда, неудобная в сельской местности, — туфли на высоких тонких каблуках, узкие брюки и т. д.