Успехи массовой коллективизации сельского хозяйства в Казахстане обеспечивались целой системой опорных пунктов и рычагов. К ним относились все виды кооперации, старые колхозы, совхозы и машинно-тракторные станции. Крестьянское население на опыте убеждалось в преимуществе крупного социалистического производства, что сыграло решающую роль в переходе бедняцких и середняцких хозяйств на рельсы коллективизации.
Идеологи буржуазии пытаются уверить своих неосведомленных читателей в том, что в нашей стране якобы отсутствовали не только субъективные, но и материальные предпосылки коллективизации сельского хозяйства. Так, Ф. Мосли и М. Фейнсол утверждают, например, что массовая коллективизация в СССР не была подготовлена, так как советское сельское хозяйство не располагало к тому времени достаточной машинной базой.
Мы не отрицаем, что в начальный период массовой коллективизации в большинстве колхозов было еще мало машин, а машинно-тракторные станции тогда еще не могли обслуживать все колхозы. Однако бесспорным является то, что коллективные хозяйства и на этом этапе показали свое решающее преимущество перед индивидуальным крестьянским хозяйством. Это преимущество было обусловлено тем, что в колхозах средства производства использовались гораздо полнее и эффективнее, чем в индивидуальных крестьянских хозяйствах.
Благодаря этому труд колхозника оказался более производительным, чем труд единоличника. Простая кооперация работников, достигаемая в коллективном труде, обеспечивает создание «новой производительной силы, которая по самой своей сущности есть массовая сила». Эта новая производительная сила возникает в результате одновременного и совместного участия многих работников в производственном процессе. Коллективное хозяйство, основанное хотя бы и на ручном труде, не только обеспечивает создание новой производительной силы, но и «вызывает соревнование и своеобразное повышение жизненной энергии (animal spirits), увеличивающее индивидуальную дееспособность отдельных лиц» .