Какой невыносимой тяжестью налоги и поборы ложились на бедняцкие хозяйства казахов, видно из следующего описания: «Семья из 6 человек имеет одну лошадь и две коровы; маленькую юрту, немного посуды, кое-какую одежду — кажется, все. Старший сын в работниках за 10 рублей в год, младшие сыновья делают сырцовые кирпичи по 1 рублю с тысячи, зато старик, как кибитковладелец, ежегодно должен платать в свою волость 9 руб. 75 коп., 3 руб. за зимовку, 1 руб. за юрту, то есть всего около 14 руб.; об одежде, о пище говорить едва ли приходится». Здесь перечислены только узаконенные налоги, сюда не входят разные дополнительные поборы (как чагын и кара-чагын), которые еще более усугубляли тяжесть поборов с трудового населения.
Сильно злоупотребляли своим положением также и другие представители местной власти — бии. Они являлись узаконенными царским правительством «выборными» судьями, к которым население обязано было обращаться при разрешении всяких тяжб. Они получали около 10 процентов с исковой суммы, решали дела, руководствуясь как бы адатом (народным обычаем), но толковали его вкривь и вкось, и чаще всего попросту чинили расправу в интересах выбравшей их «партии» (части рода), или в интересах бая, подкупившего их жирной взяткой. Мздоимство было распространено в этом судебном институте неимоверное. Недаром Абай гневно писал: «Судья презирает свой сан и закон, к злодеям, к ворам снисходителен он, и множится зло, расцветая вокруг, и нет преступлениям преград и препон». По воспоминаниям старика-колхозника из артели «Каз-рис» Сыр-Дарьинского района. Кзыл-Ординской области, до революции в Сарской волости было 8 биев — душителей народа. «Я не, забыл, — рассказывает он,— биев Балхамбая Малыбаева, Батыша Мирманова, Дос-тына Кунырова. Бывало, приглянется баю-старику дочь бедняка, и ее заставляли выходить замуж за нелюбимого. За отказ, по приказу биев, отца избивали палкой при всем народе. С девушкой обращались, как с товаром, оценивая ее в 5—8 баранов». Во всех тяжбах между баем и бедняком последний всегда оказывался виновным.