Экономические отношения в ауле дореволюционного Казахстана

Общественно-экономический строй Казахстана накануне Великой Октябрьской социалистической революции, сложившийся на материально-производственной базе кочевого и полукочевого скотоводства и культивируемый военно-феодальным империализмом русского царизма, в общем и основном определяется как патриархально-феодальный строй, в основе существовавший вплоть до социалистических преобразований.

В решениях X съезда КПСС отмечено, что казахи (киргизы) относятся к числу народов, «неуспевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих или почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кавказ…»).

В. И. Ленин, как известно, относил кочевое скотоводство национальных окраин царской России « натуральному хозяйству с патриархальным общественно-экономическим укладом. Господство натурального характера в хозяйстве казахов-скотоводов в предреволюционный период не вызывает сомнений. Об этом свидетельствуют его описания в трудах царских чиновников, экономистов и литераторов. В «Обзоре Семипалатинской области за 1910 год» говорится: «Как ни примитивно скотоводство в киргизских степях, оно до последнего времени удовлетворяло вполне все жизненные потребности кочевников. Летнее всегда, а иногда и зимнее жилище киргиз (на юге) делается из кошмы (войлока), ежегодно заготовляемой в больших количествах из овечьей шерсти. Для одежды киргизы изготовляют армячину (ткань из верблюжьей и овечьей шерсти) и тонкий плотный войлок, из которого шьются халаты. Из овчин и шкур молодых жеребят приготовляют шубы. Шапку киргиз почти всегда носит меховую, по преимуществу из мерлушек, а иногда из шкур молодых жеребят. Посуда для хранения и квашения молочных продуктов приготовляется из выкопченных кож. Скот доставляет также топливо (кизяк), которое киргизами употребляется даже там, где легко можно было бы топить дровами. Главную пищу кочевников летом составляют молочные продукты в квашеном виде: кумыс, приготовляемый из молока кобылиц, и айран из коровьего и овечьего молока, из которого делаются еще особого рода сыры (курт, еремчик). Во время зимы киргизы большей частью едят соленое и копченое мясо, главным образом, лошадиное и баранье. Наконец, скот и избытки продуктов скотоводства, частью в сыром виде (кожи, шерсть), частью в обработанном (войлок, волосяные и шерстяные веревки, армячина и т. д.), составляют предмет торговли киргиз на рынках и ярмарках оседлых поселений».

Это описание дает почти наглядное представление о том, что окот предназначался преимущественно для удовлетворения личных потребностей семьи кочевника и лишь в меньшей степени шел на продажу. Скот служил источником удовлетворения личных потребностей кочевника в пище (мясо, молоко), в одежде, обуви и жилище (шерсть, шкура, кожа), в транспортных средствах (лошади, верблюды). Скот был главной натуральной формой богатства казахов, а в меру развития рыночных связей, если не исключительным, то главным предметом торговли, во многих случаях еще меновой, где даже всеобщим эквивалентом служил баран. И хотя у богатых и зажиточных групп населения продажа скота являлась источником весьма значительного денежного дохода, но все же главным назначением стада кочевника оставалось непосредственное удовлетворение его личных потребностей. Что касается продажи скота, то она в большинстве случаев преследовала цель — удовлетворение потребностей скотовода в других не животноводческих продуктах, по формуле: Т—Т, или Т—Д—Т. Лишь к концу XIX и в начале XX веков получил заметное распространение новый тип скотопромышленников и скототорговцев, ведущих свое дело уже ради капиталистической наживы по формуле: Д — Т — Д + д.

В данной связи заметим, что кочевые народы вследствие особенностей своего производства и образа жизни раньше всех других народов развивают обмен и денежные отношения. «Кочевые народы, — писал К. Маркс,— первые развивают у себя форму денег, так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственной отчуждаемой форме и так как образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов». Казахский народ в силу географического и исторического положения уже давно имел не только соприкосновение, но и регулярные торговые связи с другими народами. Существовали казахские скотоводческие хозяйства, которые специально разводили скот для продажи на рынках. Нередки были примеры наличия байских хозяйств, которые, имея крупные стада, занимались капиталистической торговлей скотом и скотопродуктами. Многие из них развивали и торговое земледелие, продавая большими партиями хлеб. Одновременно зладели предприятиями по первичной обработке продуктов скотоводства.

В этом проявлялся процесс проникновения капиталистических отношений в казахский аул, — отношении, которые, однако, не воспреобладали до самого последнего момента существования казахского кочевого хозяйства.


Другие записи: