Казахский кочевой аул наиболее полно проявлял в себе все эти исторически сложившиеся отношения, унаследованные от дореволюционного прошлого. В административные аулы кочевников-скотоводов входило от 40 до 400—500 хозяйств. Аул в целом владел определенными территориями, включавшими в себя комплекс сезонных пастбищ. Каждый такой аул разбивался на ряд мелких подразделений, так называемых «аул-кстау», состоявших из 5—15 хозяйств и считавшихся более или менее близкими друг к другу по родству. Они имели общие зимовки (кстау) и совершали совместные кочевания. Аул-кстау, как правило, возглавлялся баем, который имел собственные ценные угодья — поливные земли и сенокосы. Бай был полным хозяином в ауле. Пастбища формально находились в общем пользовании, но фактически, поскольку у бая была основная масса скота в ауле, ими, главным образом, пользовались баи-полуфеодалы. Совместное кочевание «родственных» хозяйств являлось формой, общественной системой кочевого хозяйства, прикрывающей феодальную эксплуатацию.
Баи-полуфеодалы, эксплуатируя зависящую от них и совместно кочующую с ними группу бедных родственников (консы) и чужеродцев (крме), заставляли их выполнять все работы, связанные со скотоводством, а также подсобные земледельческие и другие работы в своем личном хозяйстве. За все труды этого рода, имевшие характер феодальной эксплуатации, бай вознаграждал своих одноаульцев «традиционными благодеяниями», так называемой «родственной помощью» и т. п. В системе эксплуатации трудящихся скотоводов важное место также занимало наделение их скотом бая во временное пользование («саун», «ат-майин беру», «жун-беру» и др.). Бай-феодал использовал зависимых от него соплеменников-скотоводов не только для своих экономических, но и политических целей. Имея значительное политическое влияние, он препятствовал вовлечению трудящихся в советское строительство, а сам старался проникнуть в советские органы.
Без радикальных изменений аграрных отношений, по существу, без своеобразной аграрной революции, направленной на ликвидацию пережитков феодальных отношений и патриархального быта, нельзя было продвинуть дальше завоевание Октябрьской революции в казахском ауле. Известно, что в силу особенностей исторического развития казахского общества: отсутствия развитых капиталистических отношений, почти полное отсутствие рабочего класса — и вследствие слабости партийной организации и казахской советской государственности ликвидация докапиталистических отношении здесь задержалась.
postroy-prosto.ru