Одежда казахов

Как и все прочие элементы материальной культуры казахского народа, одежда, ее покрой, материалы, из которого она изготовлялась, вырабатывались и совершенствовались на протяжении многих столетий, были тесно связаны с формой хозяйства, условиями быта. Одежда казахов, приспособленная к кочевому образу жизни, была достаточно теплой, длинной и просторной. Долгое время значительная часть элементов национальной одежды изготовлялась еще в начале XIX в. из материалов, получаемых внутри натуральных кочевых хозяйств. Это прежде всего кожи, мех, домотканая ар-мячина, войлок. Хлопчатобумажные и шелковые ткани приобретались в Средней Азии.

Бурный рост товарно-денежных отношений, начавшийся в Казахстане после вхождения его в состав России, развитие торговли, разложение натурального хозяйства способствовали проникновению в степь русских промышленных товаров, в том числе всевозможных тканей. В архивном документе, относящемся к середине XIX в., приводятся сведения о товарах, приобретаемых казахами у русских купцов. Перечень этих товаров свидетельствует как о большом разнообразии тканей, пользующихся спросом у казахов, так и о том, что казахи начинают приобретать и готовое платье.

Еще более подробный перечень тканей и других товаров приводится в архивном документе за 1896 г. Тут льняное полотно, черный и красный плис, кумач, всевозможные сукна, ситцы, нанка и т. д.. Один из очевидцев, посетивший степи в первой половине XIX в., писал, что «одежда западных киргизов состоит преимущественно из русских… изделий» .

К середине XIX в. ввоз русских тканей в казахские аулы резко возрастает. В конкурентной борьбе со среднеазиатскими городами русские промышленники начинают учитывать вкусы казахского населения, что, несомненно, повышало спрос на русские товары. Традиционные элементы одежды казахи шьют теперь из разноцветных русских ситцев, белой бязи, коленкора, плиса. Состоятельные и богатые казахи шили одежду из сукна, бархата, атласа, парчи, шелка и т. д. Особым спросом пользовались у них зеленый и малиновый бархат, яркие шелка, атлас, цветная парча. Уже в середине XIX в. проявляется тенденция к изменению покроя старой национальной одежды, к отказу от некоторых ее видов.

Раньше других усваивали эти новые веяния жатаки, осевшие близ русской пограничной линии и сел.

Находясь в постоянном и тесном контакте с русскими крестьянами, жатаки «объективно являлись носителями важной исторической миссии — связи между казахским и русским обществами» Связь эта нашла свое отражение и в их одежде.

В глубине степи эти изменения были не столь значительны, как у соседствующих с русскими жатаков, но все-таки проявлялись они и там.


Другие записи: