Немаловажную роль в экономическом развитии края играют также водные пути. Казахстан богат многоводными реками, озерами, есть здесь и свои моря, но до революции, как мы знаем, они использовались крайне слабо.
Создание Иртышского пароходства, затем в 1925 г. Уральского, в 1927 г. Балхаш-Илийского, Аральского и т. д. позволило втянуть в орбиту интенсивного экономического развития целый ряд глубинных районов республики. Пароходства обслуживают также прибрежные колхозы и совхозы, доставляя им технику, горючее, строительные материалы и вывозя скот, продукты скотоводства и земледелия.
Создание ряда новых водоемов (Бухтарминского моря и нового Зайсана на Иртыше) значительно облегчило экономическую связь районов с областным центром и другими городами. Колхозы и совхозы многих восточных районов, лишенных железных дорог, экономически тяготеют к этим водным путям. Аналогично положение и с хозяйствами, примыкающими к реке Или, где теперь создано Капчагайское море. К 1969 г. протяженность водных путей составляла в республике 5632 Км . Только в 1968 г. водным транспортом было перевезено 5210 тыс. Т Груза.