Очень широкое распространение имеют в современном ауле тканые изделия. На юге Казахстана мастерицы ткут на горизонтальных станках большие ворсовые ковры (тукт-i шлем) и безворсовые паласы (такыр кьлем). Ткут также узкие ворсовые полосы для изготовления всевозможных сумок (коржын, кдршын и т. д.). Многие семьи, особенно где есть мастерицы по изготовлению таких ковров, имеют по 2—3 огромных (до 3,5X5,5 М) Великолепных ворсовых ковра. Например, мастерица
Керим Сариева из совхоза «Караспан» Чимкентской области начала ткать ковры с 11-летнего возраста. Сейчас у них в семье 3 прекрасных ворсовых ковра, изготовленных самой Керим с помощью дочки-школьницы.
Опытными мастерицами по изготовлению ворсовых ковров являются Рысалды Оспанова из Арысского района Чимкентской области, Урзипа Джайляубаева из Сырдарьинского района Кзыл-Ординской области и многие другие, изделия которых — это прекрасные произведения прикладного искусства. Безворсовые ковры ткутся также в ряде районов Северо-Казахстанской, Кокчетавской, Кустанайской и Актюбинской областей, но уже на вертикальных станках.
Как и в прошлом, сейчас изготовляются многие разновидности безворсовых ковров (паласов): арабы шлем — на красном фоне крупные завитки (арабы) и более мелкие (ит табан), S-образные и т. д. зеленого, желтого, синего и белого цветов; сары аяк, шлем — палас золотисто-красных тонов со ступенчатым узором преимущественно красно-зеленого оттенка; тарак, килем — на красном фоне крупные завитки (арабы) и тов; такыр шлем — на черном фоне светло-коричневые и желтые геометрические узоры и т. д.
Зийнагуль Одамбаева и Мадина Шураева из Кар-макчинского района Кзыл-Ординской области, Досма-гамбетова и Каймолдина из Амангельдинского района Кустанайской области — представительницы многочисленного отряда народных мастериц ковроткачества. Прочно бытует сейчас в ауле безворсовое ткачество узких полос на простейшем горизонтальном стане (ер-мек). На нем ткут узорные полосы для юрт (бау, бас-к.¥Р). узорные полосы, из которых затем сшивают безворсовый ковер (алаша), сумки (крржын, керме и т. д.). Ткут на таком станке, но лишь в Кзыл-Ординской и Чимкентской областях, и узкие ворсовые полосы, из которых затем изготовляют те же коржины с ворсовой лицевой частью, различные сумки (шабадан, керме, тен) и т. д. В отличие от повсеместно распространенного безворсового ткачества на ермеке ворсовое имеет лишь узколокальное распространение.
Как и в производстве войлочных предметов прикладного искусства, в ткачестве полностью сохранилась его техническая сторона (станок, приемы тканья, материал), а также традиционные орнаментальные мотивы и их компоновка. Использование анилиновых красителей значительно пополнило цветовую гамму тканых изделий, сохранив, однако, в целом традиционный малиново-красный тон фона.
Новые условия быта, новое мировоззрение казахского сельского населения внесли изменения в национальную орнаментику тканых предметов. И это не удивительно, ибо на смену старым мастерицам ковроткачества пришла молодежь, перенявшая у них мастерство, вкус и любовь к данному виду искусства и стремящаяся внести в него элементы современности.
В частности, отошли в прошлое религиозные запреты изображать живые существа (человека, животных, птиц и т. д.). На многих коврах вытканы фамилии и имена мастериц или хозяев, год изготовления вещи и т. д. В доме Жумана Жусупова (колхоз «Гигант» Кзыл-Ординской области) имеется прекрасный ворсовый килем, выполненный в национальном стиле, но е него, введены новые мотивы — изображения птиц. В ковре, изготовленном Светой Нурмагамбетовой, в верхних углах вытканы два петуха, а в центре каждого «шарши» (центрального узора компоновки) введены по две красные розы с листьями. Мотивы эти явно заимствованы из русской вышивки, что подтвердила и мастерица.
В совхозе «Караспан» Чимкентской области мастерицей Керим Сариевой и ее дочкой выткан ворсовый ковер с такими же петухами по углам. Много ковров в этих двух областях ткут с вкраплением в традиционную орнаментику степных цветов кызгалдак. (мак).
Еще более широко применяются новые мотивы в орнаменте при изготовлении безворсовых ковров ала-ша, бау и баскуров. Можно назвать десятки таких тканых изделий, в которых наряду с традиционными узорами геометрического и зооморфного характера теперь включены изображения цветов, людей, животных, птиц, надписи, эмблемы нашего государства (серп и молот), звезды и т. д.
В известной степени сохранилось сейчас производство орнаментированных чиевых циновок (шим чии) для обтягивания остовов юрт. Их изготовляют во многих животноводческих районах, в том числе на Мангышлаке, в Центральном Казахстане и на юге республики, трчника изготовления этих циновок и их орнаментика hp поетерпели изменений, если не считать использования анилиновых красителей для окраски шерсти.
Сервис сменных ковров в Санкт-Петербурге, Пскове, Великом Новгороде