Искусство вышивки

Несравненно шире, чем прежде, развито в последние годы искусство вышивки. В прошлом у казахов была распространена вышивка тамбурным швом. Этой техникой вышивали настенные ковры (тускшз), одежду и головные уборы, предметы быта и убранства жилища. Тамбурный шов сложен, требует значительного времени. В наши дни этим швом вышивают лишь на Мангышлаке, в Ксш-Агаче и кое-где на юге и востоке республики. Тамбурной вышивкой украшают женские платья, настенные ковры, наволочки для подушек и т. д. Техника вышивки не отличается от прежней, но цветовая гамма за счет использования шелковых ниток, мулине и ириса стала разнообразнее и богаче.

В послевоенный период повсеместно в Казахстане получили распространение новые виды вышивки, перенятые у русского и украинского населения. Это вышивка гладью (шлмел1, баспа кесте), крестом (жарма кес-те), стебельчатым швом (Tepic кдйык,, орайнек).

Нередко в одной вещи, украшенной вышивкой, сочетаются все три шва. Эти технические приемы вышивки вошли в быт современных казахских семей прежде всего через девочек-школьниц, которые перенимают их у своих русских и украинских подруг, осваивают в школьных кружках рукоделия.

Совершенно новым является назначение всех этих типов вышивки. Если техника тамбура используется преимущественно для украшения традиционных предметов быта, то шитье гладью, крестом и стебельчатым швом заимствовано вместе с узором, а частично и с предметами, украшаемыми этой вышивкой.

Лишь в Восточном Казахстане нами встречены случаи, когда традиционный тамбур и национальный узор использованы для украшения полотенца и наволочек подушек, да еще в сочетании с техникой глади и современным рисунком и вышитой подписью с датой изготовления полотенца.

В современном казахском сельском жилище много всевозможных накидок (радиол жапкыш, машина жап-кыш, штап жапкыш, телевизор жапкыш), занавесок, покрывал (кшм жапкыш, терезе жапкыш, кереуат или тесек жапкыш), салфеток и т. д. Они висят на стенах, покрывают швейные и стиральные машины, телевизоры и радиолы, висящую на вешалке одежду, столы, спинки диванов, книжные этажерки и т. д. Это явление типично для русского и украинского сельского жилища и перешло в казахский дом вместе с техникой вышивки; и узорами, украшающими эти предметы быта.

Нам не удалось установить закономерность применения той или иной техники вышивания для определенных вещей. Вышивальщицы перенимают узоры друг у друга, берут из журналов или придумывают сами. Чаще всего это цветы, фигуры людей, животных, птиц и т. д. Значительно реже встречаются национальные узоры (копщар мушз, сыцар мушз), выполненные гладью или стебельчатым швом.

Так, в доме Дариги Ибрагимовой из колхоза «Коммунизм» на одной из кроватей лежали три подушки в белых наволочках с вышивкой. Одна вышита крестом (геометрический узор), другая — гладью (растительный узор), третья — тоже гладью, но узор типичный казахский с роговым орнаментом и незначительным вкраплением цветов. Или, например, в квартире Молдабеко-вых из совхоза «Озерный» Северо-Казахстанской области на стене прибита вышитая гладью дорожка, где основной рисунок составляют цветы и листья, а кайма вышита роговым орнаментом (кошкар мушз), какой выполнен болгарским крестом и на полотенце Шата-новых из совхоза «Бирлик» Павлодарской области» .

Во всех этих и подобных им, хотя и не очень многочисленных вещах отчетливо прослеживается сочетание старых традиционных орнаментальных мотивов с заимствованной у соседних народов техникой вышивки. Происходит процесс обогащения прикладного искусства казахского народа новыми элементами, творческое их осмысление и использование в быту.

Закономерностей в цветовой гамме вышивок нет.

Все зависит от наличия ниток (шелковых, мулине, ириса) тех или иных цветов. Преобладают разные оттенки красного, зеленого, синего цветов. Мастерицы тем не менее стараются придерживаться естественных окрасок при вышивании тех или иных предметов. Вышивают с помощью покупных (круглых) или самодельных (чаще прямоугольных) пялец (кергин).

Нередко узоры, чаще всего на подзорах, занавесях (шымылдык, басы), полотенцах, повторяясь по длине, компонуются в круги. Этого принципа придерживаются мастерицы из Восточного Казахстана.

Несомненно, новым явлением в прикладном искусстве казахского народа, которым он обязан своим русским и украинским друзьям, следует считать вязание кружев. Как и вышивки, вязание кружев первыми осваивают девочки-школьницы, обучаясь этому мастерству у подруг других национальностей и передавая свое умение матерям и старшим сестрам.


Другие записи: