Рабочему классу, являющемуся основной силой в производстве материальных благ, как передовому и революционному классу общества, принадлежит в истории человечества особое место. Его исторической миссией является уничтожение капитализма, всякой эксплуатации человека человеком и построение коммунистического общества. Поэтому изучение различных сторон жизни и преобразующей деятельности рабочего класса всегда было и остается важной задачей передовой науки.
И не случайно, что одна из первых работ классиков марксизма, вышедшая в свет в 1845 г. книга Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», была посвящена разработке этой проблемы. Отметив, что «положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности», Ф. Энгельс пишет: «…для того, чтобы дать прочное обоснование… социалистическим теориям… совершенно необходимо изучить условия существования пролетариата». Исследуя положение, «к которому социальная война приводит класс», Ф. Энгельс в этой проблеме выделяет вопрос о том, «какое жилище, какую одежду и пищу общество дает рабочим в уплату за их работу» . Отвечая на этот вопрос, Ф. Энгельс подробно описывает рабочие районы и трущобы Лондона (знаменитое «воронье гнездо» Сент-Джайлс и др.), Дублина, Эдинбурга, Ливерпуля, Бирмингема, Манчестера и других городов Англии. Он приводит примеры страшной жизни рабочих, живущих в конурах, одетых в лохмотья и постоянно голодающих.
Говоря об этом труде Ф. Энгельса, В. И. Ленин назвал его «ужасным обвинением капитализма и буржуазии». «Ни до 1845 года, ни позже не появлялось ни одного столь яркого и правдивого изображения бедствий рабочего класса» .
В столь бедственном положении находились рабочие в Англии — одной из самых передовых стран капиталистического мира. Насколько же хуже были условия труда и быта казахских рабочих, если учесть, что Казахстан был колониальной окраиной царской империи, в прогрессе которой метрополия совсем не была заинтересована. Весь этот огромный край использовался как источник сырья, которое разрабатывалось хищническими методами русскими и иностранными промышленниками, а почти поголовно безграмотный казахский народ — как источник дешевой рабочей силы.
До революции на территории Казахстана имелись лишь отдельные промышленные предприятия с примитивной техникой и малым числом рабочих. Казахи нанимались на такие предприятия для сезонной работы. Не будучи грамотными, не обладая профессиональными знаниями и навыками, они, как правило, были заняты на самых черных и низкооплачиваемых работах. Разумеется, эти текучие, ежегодно меняющие свой состав отряды неквалифицированных рабочих не представляли собою единого казахского пролетариата.
Формирование казахских национальных кадров советского рабочего класса началось после победы пролетарской революции и происходило в процессе социалистической индустриализации страны в целом и Казахстана в частности.
Это определило особенности развития культуры и быта рабочего-казаха. Изучение этих особенностей важно не только для этнографической науки и для практики коммунистического строительства. Оно имеет значение и потому, что опыт казахского народа в строительстве новой жизни является источником социальных знаний для освобождающихся от колониального ига и вступающих на путь социализма стран Востока и Африки.
Формирование казахских национальных кадров рабочего класса было сравнительно длительным процессом и прошло в своем развитии ряд этапов. Оно является предметом специального научного исследования.
Настоящий краткий обзор преследует цель увязать изменения, происшедшие в культуре и быту казахских рабочих, с особенностями формирования национальных кадров рабочего класса в процессе создания современной промышленности в Казахстане.