Огромные изменения в быту казахских колхозных семей обусловили замену прежних предметов обстановки жилого дома. Утратили свое значение такие вещи, как кебеже, тесек, агаш, жук аяк. и т. д., которые в прошлом являлись объектами прикладного искусства. Мастера — резчики по дереву и кости, серебряники покрывали лицевые части этих предметов искусной резьбой, резными костяными пластинками и серебряными бляшками.
Ныне современная городская мебель почти полностью вытеснила производство предметов обстановки прежнего кочевого и полукочевого быта. Падение спроса на эти вещи приостановило и их производство. Однако в отдельных районах (Мангышлак, Кош-Агач, юг республики) частично сохранилось изготовление таких вещей, как жук аяк, шкафчики, широкое распространение получило производство сундуков.
Лицевые части джук-аяков, как и прежде, покрываются контурной, реже плоскорельефной резьбой. Орнаментальные мотивы в резьбе по дереву, сохранив в целом национальные черты, значительно обогатились новыми элементами (звезды, голуби мира, цветы, серп и молот и т. д.). На юге Казахстана большое развитие получило искусство обивки джук-аяков и сундуков цветной жестью. Такие предметы встречаются почти в каждом доме. Известным мастером по их изготовлению является Курманкулов из колхоза «Заветы Ленина» Чимкентской области. Его изделия отличаются большим вкусом, фантазией, очень красочны.
Все узоры в этих вещах скомпонованы в прямоугольники, в которые вписаны ромбы с шести-, восьми – и пятиконечными звездами, концентрическими кругами, розетками, серпом и молотом, голубями и т. д. Узоры эти вырезные или выбиты на жести пробойником.
Сундук, отделанный жестью с типичным национальным орнаментом на лицевой части и крышке, встречен нами в Абаевском районе Семипалатинской области. Центральную часть его крышки и лицевой стороны составляют круги с вписанными в них пятиконечным звездами.
Итак, какой бы вид прикладного искусства казахского народа мы ни взяли, неизменно убеждаемся в том, что оно значительно обогатилось за счет нов технических приемов, орнаментальных мотивов бра с них народов и представляет собою гармоничный сплав интернационального искусства советского народа.
Огромные изменения в хозяйстве и быту казахского колхозного крестьянства и рабочих совхозов в еще большей степени затронули жизнь казахов, работающих на промышленных предприятиях республики.
Национальные кадры рабочего класса Казахстана своими корнями всегда были теснейшим образом связаны с крестьянством, ибо формирование их шло прежде и идет в значительной степени теперь за счет выходцев из аулов. Приходя на промышленные предприятия, они несут с собой укоренившиеся веками элементы крестьянского быта, привычек, традиций, и лишь постепенно, под влиянием новых условий труда, тесного общения с представителями других национальностей у них формируются новые черты быта, новые вкусы, привычки. Этот сложный процесс на примере Карагандинского угольного бассейна — одного из старейших промышленных районов республики — рассматривается нами во второй части книги.