В конце XIX и начале XX вв. в жизни казахского аула происходят глубокие изменения. Прежде всего в этот период усиливается проникновение в казахскую степь капиталистических отношений, ускоряется процесс постепенного разрушения господствующих в ауле патриархально-феодальных отношений, постепенно ликвидируется замкнутость казахского хозяйства, намечается специализация скотоводческих районов, относительно быстро растут и расширяются местные рынки и ярмарки. Казахстан включается в общероссийский, а вместе с тем и в мировой рынок. Так, по Сибирской магистрали в 1906 году было перевезено 25 тысяч голов скота, в 1910 году уже 106 тысяч; по Ташкентской дороге в 1906 году — 74, 5 тысячи голов, а в 1912 году — 120 тысяч.
Большая часть товарной продукции животноводства принадлежала эксплуататорской верхушке аула. По данным Уральско-Тургайской переселенческой партии, в 1906—1910 гг. по семи уездам Тургайской и Уральской областей на долю хозяйств, нанимавших рабочую силу, приходилось от 42 до 65 процентов всего дохода, получаемого казахским населением этих уездов от продажи скота и продуктов животноводства»О проникновении элементов капиталистических отношений в казахский аул свидетельствуют рост отходничества из аула и размер наемной рабочей силы. В 1909 году казахские хозяйства, нанимавшие годовых и сезонных рабочих, составляли в Кустанайском уезде 28, 1, Акмолинском — 26, 7, Омском — 29, 6, Петропавловском — 19, Усть-Каменогорском — 13, 5 процента 2. При этом в аулах, расположенных ближе к железным дорогам, рынкам, русским городам и переселенческим поселкам, наемный труд применялся в больших размерах и оплата производилась деньгами. В наиболее отдаленных кочевых аулах труд казахских батраков оплачивали в большинстве случаев скотом. Все это указывает на то, что в скотоводческо-земледельческих районах капиталистические отношения развивались быстрее, чем в чисто скотоводческих районах.
Что касается отхожих промыслов, то больше всего ими занимались бедняки, которые не имели достаточных средств к существованию и искали дополнительные заработки на стороне. Они оставляли насиженные места и уходили главным образом в русские и казахские земледельческие районы, где имелся большой спрос на сезонных рабочих, а также в города и поселки. Наряду с этим в самом ауле развивались мелкие промыслы: изготовление деревянной посуды, кошм, арканов, ковров и т. п., которыми занималось значительное число казахских хозяйств.