1902 г., декабря 12.
Начальник Оренбургско-Ташкентского жандармского полицейского управления железных дорог ныне представил подробные сведения о притеснениях, испытываемых рабочими на постройке Оренбургско-Ташкентской железной дороги со стороны некоторых лиц железнодорожной администрации. Из сведений этих усматривается, что инженером Свирелиным вызвано среди рабочих сильное возбуждение, чуть было не приведшее к побоищу тем, что названный инженер умышленно задержал работы по постройке Уральского моста, чем и причинил рабочим значительный материальный ущерб. Так, осмотр и обмер отесанных камней, уже готовых к кладке, производился в течение нескольких недель, причем казенный десятник Назаров произвольно браковал материалы, под видом займа брал и вымогал взятки деньгами и угощением, не подвергаясь за это со стороны инженера Свирелина никакому взысканию. Об этом полковник Кисель-Загорянский сообщил начальнику работ
По постройке северной части Оренбургско-Ташкентской железной дороги инженеру Урсати с просьбой об устранении Назарова от работ. Однако просьба не была удовлетворена. По мнению начальника жандармского полицейского управления это объясняется тем, что инженер Урсати также относился и относится крайне безучастно к бедственному положению рабочих при нередких задержках подрядчиками заработанных рабочими денег и принимал меры к удовлетворению денежных требований рабочих и к ограждению их вообще от эксплуатации со стороны подрядчиков исключительно по повторному настоянию оренбургского губернатора и начальника жандармского полицейского управления. Такое отношение вышеназванных лиц к рабочим привело к тому, что многие рабочие, не получая долгое время трудовой платы, впали в крайнюю нужду. Не имея денег даже для возвращения на родину, они прибывают с железнодорожной линии в гор. Оренбург, где, продолжая тщетно хлопотать об удовлетворении деньгами при возбужденном их состоянии, представляют серьезную опасность для общественного порядка и безопасности. Справедливость приведенных сведений подтверждается также телеграммой от 8 сего декабря из Оренбурга защитника интересов части рабочих в числе около 200 человек присяжного поверенного Горчакова, указавшего, между прочим, что железнодорожное управление уведомило, что уплата рабочим денег может быть произведена только по окончании работ, т. е. через один или два года.
Об изложенном имею честь уведомить Ваше сиятельство вследствие письма от 7 сего декабря за № 147, покорнейше прося принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.
Подписал В. Плеве.
ЦГИАМ. ф. 102, Д. 4. ч. 52, лл. 30-31.