Промыслы и ремесла

Процесс развития промыслов и ремесел протекал постепенно и был теснейшим образом связан со становлением новых социально-экономических отношений в казахском ауле, нового уклада хозяйства и быта.

Уже в результате проведения коллективизации сельского хозяйства, создания колхозов, совхозов и МТС существенно изменились традиционные промыслы и ремесла, возникли новые их виды, связанные с обслуживанием общественного хозяйства. Появляются мастерские по ремонту тракторов и другой сельхозтехники, столярно-плотницкие мастерские, кузницы и т. д.

На первых порах все они были полукустарными. Полное отсутствие механизации, нехватка квалифицированных кадров, слабая оснащенность станками, инструментом, запасными частями — вот с чего начинались общественные промыслы и ремесла в казахском ауле в первые годы Советской власти.

По мере укрепления общественного хозяйства, оснащения его новой техникой возрастала роль, совершенствовались формы и виды деятельности производственных мастерских в колхозах и совхозах республики.

Вместе с тем определенное значение имело и личное хозяйство колхозников и рабочих совхозов, нужды которого приходилось (и сейчас еще приходится) удовлетворять за счет изделий домашних промыслов. В ауле продолжали бытовать некоторые вкусы и привычки, связанные с традиционными формами хозяйства, что также содействовало сохранению многих видов этих домашних промыслов и ремесел до настоящего времени.

Например, широко распространено и поныне домашнее производство войлока как основы для войлочных ковров (текемет, сырмак), различных сумок, потников, для покрытия пола и т. д. В ряде мест Казахстана, где все еще используются юрты (Мангышлак, Центральный и Южный Казахстан), войлок идет на изготовление покровных частей жилища. Так, колхозница Жибек Быгысбекова из колхоза «Путь Ильича» Чимкентской области в 1967 г. изготовила с помощью соседок и родственниц два войлока, украсив их ярким орнаментом. Известной мастерицей по войлочным изделиям является Танагуль Койбагарова из этого же колхоза и многие другие. В каждом доме на Мангышлаке, в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Алма-Атинской областях мы видим изобилие текеметов и сырмаков, основой которых является войлок.

Не утрачено еще в аулах мастерство плетения арканов, тесьмы и т. д. Техника их изготовления не претерпела существенных изменений. Многие в хозяйстве и сейчас предпочитают изготовлять оброть (нок, та), привязь для ягнят (коген), конские путы (пидер) из волосяных и шерстяных арканов домашней выделки. Вьют арканы обычно старые женщины, из молодежи умеют это делать очень немногие.

Многие женщины умеют плести из козьей или овечьей шерсти с добавлением конского волоса тоненькие веревочки (жиек), идущие на обшивку кромок войлочных ковров.

В отдаленных скотоводческих районах мастерицы продолжают ткать армячину, идущую в основном на изготовление очень прочных мешков (цап), одноцветную тесьму (уй буу) для крепления остова юрты, изготовляют тесьму (кур), употребляющуюся для некоторых хозяйственных нужд, и т. д. .

Там, где распространены юрты, женщины не утратили мастерства плетения чиевых циновок (чии), которые идут на всевозможные загородки (ширмы) в юрте или возле нее.

Почти все казахские женщины умеют пользоваться швейной машиной. И в каждом ауле есть признанные мастерицы, выполняющие заказы своих знакомых.

В аулах есть еще люди, умеющие старым способом выделывать шкуры домашних животных и диких зверей. Сыромятная кожа (кайыс) идет на изготовление деталей конской сбруи, сосудов для молока (торсьщ, саба), а из отделанной и окрашенной кожи (былгары) местные мастера-сапожники шьют обувь (мэш, етик). Из овчины делают тулупы (тон) и зимние штаны (шал-бар), а из лисьих шкур — шубы и головные уборы. Выделанные сайгачьи шкуры употребляются как под» стилки на пол.

Частично сохранилось в домашних условиях и деревообделочное производство. Местные мастера делают сундуки, подставки для постели, шкафчики, столы низкие и обычные, скамейки, рамки для фотографий и портретов, кадушки, бочки и т. д. Кое-что из этих вещей используется внутри хозяйства, другое (сундуки и подставки для джука, отделанные цветной жестью) идет на продажу.

В некоторых районах имеются мастера по изготовлению остовов юрт (уйгш). Правда, их очень немного, так как колхозы и совхозы приобретают юрты (к сожалению, весьма низкого качества) через промкооперацию.

Не перевелись еще мастера по изготовлению деревянных верховых седел (epiui) и шорники, умеющие шить верховую и упряжную сбрую, хомуты.

Но многие из домашних промыслов и ремесел утрачены полностью или потеряли свое прежнее значение. Изменились условия жизни, и необходимость во многих старых предметах быта отпала вообще, другие производятся на фабриках. Так, потеряли свое значение деревянная и, частично, кожаная посуда, разнообразные изделия мастеров-серебряников, очень редко украшают теперь и верховую сбрую и седла.


Другие записи: